Мечеть султана Ахмеда, более известная в Европе как Голубая мечеть, была построена в Стамбуле в 1617 году. Строительство началось в 1609 году и длилось 8 лет. Мечеть состоит из одного большого купола, шести минаретов и восьми малых куполов.
Эту величественную мечеть без сомнения можно назвать кульминацией двухвекового развития османской архитектуры. Она сочетает в себе некоторые византийские христианские элементы соседнего собора Святой Софии (который ныне тоже является мечетью) с традиционной исламской архитектурой и считается последней великой мечетью классического периода.
Архитектор мечети - Седефкар Мехмед Ага усовершенствовал идеи своего учителя Синана, стремясь к впечатляющим размерам, величию и великолепию. Известно, что в строительных работах непосредственное участие принимал лично султан Ахмед I. Его рабочая кирка хранится в музее дворца Топкапы.
Нижние уровни стен и верхние части колон мечети облицованы более чем 20 тысячами керамической плитки ручной работы в знаменитом изникском стиле, с использованием орнамента более чем пятидесяти различных тюльпанов. Плитки нижних ярусов имеют традиционный дизайн, а на верхних ярусах мечети их дизайн становится более ярким, с изображениями цветов, фруктов и кипарисов.
Эти плитки были изготовлены непосредственно в городе Изнике (древняя Никея) под руководством искусного мастера. Так как в ходе строительства себестоимость плитки увеличивалась, а цена оставалась зафиксированной указом султана, ее качество стало ухудшаться.
На верхних уровнях интерьера преобладает синяя краска. Отсюда и происходит европейское название - Голубая мечеть. Более 200 витражей с замысловатым дизайном пропускают естественный свет, а для искусственного освещения используются огромные люстры. На этих люстрах были обнаружены страусиные яйца, как оказалось, предназначенные для отпугивания пауков и таким образом предотвращения возникновения паутины внутри мечети.
Мечеть также украшают различные аяты из Священного Корана, многие из которых были написаны Сейидом Касимом Губари, который считался величайшим каллиграфом своего времени. Полы застелены коврами, подаренными верующими и регулярно меняются по мере износа. Множество больших окон создают впечатление простора. Створки окон на уровне пола изящно декорированы.
Каждая экседра (полукруглая ниша) имеет пять окон, некоторые из которых глухие. Цветное стекло для окон было подарком венецианских дожей султану. Из-за обветшалости большинство этих цветных окон к настоящему времени заменено на современные аналоги, практически не имеющие особых художественных достоинств.
Самым важным элементом в интерьере мечети является михраб, сделанный из тонко вырезанного мрамора, со сталактитовой нишей и двойной надписью над ним. Он окружен множеством окон. Прилегающие стены облицованы керамической плиткой.
Справа от михраба находится богато украшенный минбар, на котором стоит имам, когда произносит проповедь во время пятничного или праздничных намазов. Мечеть была спроектирована таким образом, что даже когда она переполнена, каждый в мечети может видеть и слышать имама.
(Продолжение следует)
Мухсин Нурулла