Islam-today приступает к публикации собрания сочинений видного ученого-богослова современности Габдулхака хазрата Саматова (1930-2009). Его труды в трех томах озаглавлены как «Шариат: ва’азы, хукмы, фетвы, ответы на вопросы, рекомендации».
До октябрьской революции наши выдающиеся религиозные деятели и ученые в течение 15-20 лет обучались в медресе, а после чего 6-10 лет углубляли свои познания в Аравии. Они совершенствовались в морфологии и синтаксисе, осваивали учебные книги «Шафийя» и «Кафийя», хукмы Шариата по учебнику «Хидайя» и изучали множество иных книг и толкования арабских ученых. После всего этого они брались за перо и сами писали книги по различным теологическим проблемам. Таким образом, наши знаменитые ученые, вложившие вклад в Ислам, не претендуя ни на что и не стремясь что-либо внести в нашу веру и наш мазхаб, в единении и согласии, уважая друг друга, исполняли свой долг в 10-15 тысячах мечетей и приходах и подчиняясь единому муфтию. Вот они то и могут считаться истинными религиозными деятелями, именно они дошли до понимания сути Священного Корана и Хадисов, они следовали их предписаниям.
Что можно сказать о тех, чьи родители жили при социализме? Которые совершенно отстранились от веры и не имели представления не только о ней, но и напрочь забыли об Аллахе и получили воспитание в октябрятских, пионерских и комсомольских организациях. Некоторые из них в период перестройки три-четыре года обучались религии и едва научившись читать Коран, отправились в Аравию и через пару лет, освоив по верхам арабский язык, возвращаются домой, и принимаются переводить аяты и хадисы на татарский для непросвещенных своих соплеменников.
Более того они претендуют на лавры «реформаторов» Ислама, забывая о том, что его каноны остаются незыблемыми уже с 1108 года. Они не стесняются убеждать несчастных стариков в том, что так поступать нельзя, а вот это считается бид’атом и, несмотря на их слезы и проклятия, продолжают творить неразумные вещи. Некоторые, так называемые, деятели, не способные отличить «алифа от палки», совершают хадж, и начинают поучать и выправлять веру, похваляясь своим званием, хаджи.
А ведь по своей сути совершения хаджа такое же обязательное для правоверного деяние, как и обычный намаз. Тогда любой читающий намаз мусульманин вправе требовать возвеличивания за это. Занятие переводом Корана или Хадисов – удел переводчика, но никак такой человек не может называть себя ученым. Даже любой атеист может заниматься таким переводом.
А вот когда человек, овладев арабским в совершенстве, дойдет до смысла священных слов, станет заниматься переводом Священной Книги, уверует и воспримет ее, будет сверять свои деяния с этой Книгой, вот только тогда он может считаться богословом и улемом. В противном случае он превращается не в служителя веры, а наоборот человека, наносящего ей непоправимый урон хуже иного атеиста или даже человека, занимающегося крещением народа, если он даже учился в самой Мекке, или обучался на седьмом небе и не придерживается требований Священного Корана. Кстати, к этой категории относятся и некоторые невежды, ссылающиеся на Коран и выступающие с проповедями, раздающие направо и налево фетвы.
Меня поражает невежество и ограниченность некоторых представителей нашей современной молодежи, которые, не сознавая всей глубины своего неведения, относятся пренебрежительно к взглядам выдающихся мыслителей прошлого, какими были Шигабутдин Марджани, Зияэтдин Камали, Муса Ярулла и многие другие. Они пытаются бросить тень на веру, которой служили эти великие люди. Не пора ли задуматься некоторым об элементарной порядочности?!
А теперь о состоянии самого нашего общества: наш народ до сих пор еще не протрезвел от опьянения, в котором пребывал в годы социализма. В представлении некоторых понятие татарин и мусульманин идентичны, и многие довольствуются этим. Заявляя себя мусульманином, они не имеют представления о том, каким требованиям он должен отвечать, что должен знать и делать, а чего остерегаться. Они не только не знают этих требований, но не желают и знать их. И сегодня на каждом шагу можно встретить людей, которые, как и при коммунистах не совершили обряда никах, не дали своему ребенку по-человечески разумного имени. Даже некоторые муллы противятся этим вещам, заявляя, что, мол, излишне произносить азан и прочитав ду’а шептать младенцу его имя.
Не следует уподобляться тому человеку, сынишка которого принес домой щенка и дал ему какую-нибудь общепринятую кличку. Стоит ли после этого довольствоваться этим и с гордостью величать себя "мусульманин"?
Габдулхак хазрат Саматов. «Шариат: ва’азы, хукмы, фетвы, ответы на вопросы, рекомендации»