Мухаммад (ﷺ): начало пророчества

Когда нашему достопочтеннейшему господину было 40 лет, через ангела Джабраиля начали ниспосылаться откровения, и Пророк начал призывать людей к истинной вере. Но вначале ему приходилось вести свою деятельность тайно.

Первой женщиной, которая приняла Ислам, была Хадиджа. Ислам первыми приняли: из мужчин – Абу Бакр ас-Сиддик, из молодых мужчин – ‘Али, из бывших рабов-вольноотпущенников – Зайд ибн Харис, из бывших рабынь-вольноотпущенниц – Умм Айман.

После них в Ислам перешли: ‘Усман ибн ‘Аффан, Зубайр ибн аль-‘Аввам, ‘Абдуррахман ибн ‘Ауф, Са‘д ибн Аби Ваккас, Тальха ибн ‘Абдуллах, Сухайб аль-Руми, ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, Абу Зарр аль-Гифари и другие.

В четвертый год после ниспослания пророчества, в связи с началом открытого призыва, многобожники начали подвергать нашего достопочтеннейшего господина и его сподвижников различным притеснениям, старались унизить и высмеять каждого мусульманина.

Когда причиненное мекканцами мусульманам зло и страдания достигли до такой степени, что терпеть дальше их стало невозможным, сподвижники решили переселиться в Абсиссинию (Эфиопию). Наш достопочтеннейший господин дал на это свое согласие и счел такое переселение целесообразным. Первыми выехала из Мекки группа мусульман, состоящая из 12 мужчин и 4 женщин. Они, переправившись через Красное море, нашли убежище у короля Абиссинии Наджаши. Среди них были: ‘Усман и его жена Рукаййа бинт Расуллюллах, Абу Саляма и его жена Умм Саляма, ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, Зубайр ибн ‘Аввам, ‘Абдурахман ибн ‘Ауф. Когда они прожили около трех месяцев в Абиссинии, получили ложное известие о том, что курайшиты перестали преследовать мусульман и вернулись обратно на свою родину – в Мекку, к нашему достопочтеннейшему господину. Когда они были уже у самой Мекки, услышали, что многобожники начали причинять зло и вред мусульманам еще больше, чем прежде, то есть во много раз больше чем прежде, и они пришли в отчаяние.

Преследование благороднейшего Посланника и уважаемых сподвижников мекканские многобожники не прекращали, а изо дня в день только усиливали. При этом они соревновались друг с другом в этой гнусной деятельности и старались превзойти друг-друга. Они к своим гнусным делам добавили еще одно: объявили бойкот. Потом ясным образом записали такой текст, как обязательное правило: «Не иметь с ними никаких отношений», и это правило повесили на стены Каабы. Абу Ляхаб и его семья остались среди многобожников, другие мусульмане и неверующие рода бану Хашим остались в местечке Ши‘б Абу Талиб и приблизительно три года были вынуждены жить в условиях бойкота и осады.

Когда стало ясно, что мусульманам в Мекке спокойной жизни не будет, сподвижники Пророка были вынуждены, уже во второй раз, переселиться в Абиссинию. Тогда их было 83 мужчины и 18 женщин. Джа‘фар ибн Абу Талиб и его жена Асма бинт ‘Умайс, ‘Абдуллах ибн Джахш и его жена Умм Хабиба бинт Аби Суфьян были вместе с ними.

Установленные в местечке Ши‘б Абу Талиб препятствия роду бану Хашим достигли такого уровня, что невозможно было их описать. Так как не было оставлено прохода для прохождения туда других людей, а всякие дружеские связи с ними были запрещены, они были вынуждены жить как в тюрьме и питаться травами лугов и листьями деревьев, в связи с чем они казались им словно райские плоды.

Потом некоторые арабы выразили несогласие с таким положением дел, из-за их претензий положение тех, кто был в Ши‘бе, резко улучшилось и часть их стала свободной.

В десятом году после ниспослания пророчества и в третьем году хиджры умер Абу Талиб. Через три дня после этого мать правоверных Хадиджа (да будет доволен ею Аллах) тоже покинула этот мир. Из-за этого наш достопочтеннейший господин безутешно горевал, и этот год стал называться «‘Амм аль-Хузн», то есть «Годом печали». Хотя он и был у с себя на родине, среди своих близких, наш достопочтеннейший господин после этого остался как-будто одиноким человеком. Так как Абу Талиб был человеком в высшей степени добрым и милосердным, он всегда поддерживал нашего достопочтеннейшего господина, многие его заботы брал на себя. И Хадиджа тоже никогда не выразила сомнения по поводу нашего достопочтеннейшего господина, и даже тогда, когда все говорили, что он врет; когда все высмеивали его и потешались над ним, успакаивая и утешая его, выражала свое неодобрение таких поступков.

Наш достопочтеннейший господин в их лицах потерял самых близких покровителей и верных помощников. После их смерти многобожники старались воспользоваться этим удобным случаем, начали еще больше преследовать и унижать нашего достопочтеннейшего господина, называли его колдуном, жрецом, сумашедшим и поэтом. Чтобы пробудить в народе ненависть к нему, они ходили по разным общинам, рассказывая всякие ложные небылицы о нём, стояли на дорогах, рассказывая то же самое путникам. Его сосед и близкий родственник Абу Ляхаб с женой Умм Джамилей бинт Харб и ‘Укба ибн Абу Му‘айт не давали ему житья: если он начинал читать намаз, клали нечистоты на его плечи, в его пищу подбрасывали разные грязные вещи, а на его пути кидали репей и колючие ветки. Он три месяца терпел такие издавательства, а потом решил переселиться в Таиф. Но и там его надежды не оправдались. Ничего хорошего от жителей Таифы он не увидел.

Население Таифа не прислушалось к словам нашего достопочтеннейшего господина, по подстрекательству взрослых жителей Таифа их дети и рабы закидывали его камнями, поранили ему благословенные ноги и голову. Тогда с ним был Зайд ибн Хариса, он старался защитить нашего достопочтеннейшего господина, прикрывал его своим телом словно щитом. Господин «Последнее повеление» (печать пророков) был вынужден вернуться обратно в Мекку и по дороге молился Всевышнему: «О мой Господь, ко мне, слабому Твоему созданию, не осталось уважения в народе! О, предначертатель судеб и помощник слабых — Аллах! Если Ты решил оградить меня от участи встречаться с Твоим гневом, мой долг — терпеливо перенести все трудности этого мира». Когда он заходил в город Мекку, его охранял Мутгам ибн Гади.

Так как весь арабский люд [в Мекке и окрестностях] единодушно противостоял Пророку и изо дня в день усиливал это противостояние и свои злодеяния, наш достопочтеннейший господин, которому пришлось пережить столько трудностей и страданий, потерял всякую надежду, что они примут истинную веру. И поэтому он начал призывать другие арабские племена к Исламу. Он старался быть в известных землях и святых местах, где собирались арабы, и везде призывал людей к Исламу. Он встречался с людьми, которые пришли из дальних уголков в Мекку для совершения хаджа и тогда Пророк разъяснял им, в чем заключается исламская вера и призывал их к ней.

Однажды, в 12-й год после ниспослания пророчества, наш достопочтеннейший господин призывал к Исламу арабов, которые

приехали для совершения хаджа из города Медины. Одна группа из них, вняв его призыву, решила еще раз встретиться с ним. Встреча состоялась в местечке « ‘Акаба» , и эти паломники приняли Ислам. А на следующий год их приехало еще больше, и все, присягнув перед Посланником, приняли Ислам.

С этого времени, узнав, что в городе Медине начал укореняться Ислам, сподвижники, которые подвергались [в Мекке] различным страданиям, по одиночке начали переезжать из Мекки в Медину. Они, чтобы сохранить свою веру и совершать религиозые обряды в спокойной обстановке, не нарушая их, переезжали к родственным племенам в Медине, оставляя родные места. И отделившись от родных общин, доставили себе дополнительные хлопоты по переезду. В одно время в Мекке из мусульман оставались только наш достопочтеннейший господин, Абу Бакр ас-Сиддик, ‘Али аль-Муртада, Сухайб, Зайд ибн Хариса, немощные и бедные мусульмане, которые были не в силах совершить хиджру (переселение).

Абу Бакр ас-Сиддик, пришел к нашему достопочтеннейшему господину и спросил у него разрешение переселиться в Медину. Благороднейший Посланник сказал ему: «Подожди! Я не думаю, что во время переселения будут большие трудности, но если такие трудности все-таки будут, — лучше переселиться вместе». Абу Бакр присоединился к его мнению и начал готовить вещи для совместного путешествия.

Многобожники, когда услышали, что жители Медины дали клятву Пророку, начали сильно горевать по этому поводу, как будто им на голову обрушилось небо. Они сильно рассердились, и чтобы всерьез обсудить это дело и пока еще не поздно решиться на что-то, собрались в месте совета племени — в «Дар аль Надва». Это общество, состоящее из числа самых умных и знатных многобожников, приняло такое решение: в темное время суток самые храбрые мужи из каждого рода собираются возле дома нашего достопочтеннейшего господина и организуют на него нападение; а потом, согласно установленному порядку того времени, они выплачивают дият (плата за кровь убитого) роду Хашим.

Ризаэддин ибн Фахреддин. Мухаммад (ﷺ).

Социальные комментарии Cackle