Фото: из архива Ислам-тудей
Обвинения и доносы: как состоялся арест Зайнуллы Расулева
В 1876 г. Зайнулле Расулеву облегчили режим и перевели в г. Кострому, где он хотя бы мог общаться с единоверцами из числа местных татар. Затем, в результате ходатайства некоторых благодетельных персон, одним из которых был муфтий ОМДС (Оренбургское Магометанское Духовное Собрание) Салимгарей Тефкелев, в 1881 г. Расулеву разрешили вернуться на родину, после того как прошло более 8 лет нахождений в ссылках.
В 1882 г. Зайнулла ишан возвращается на родину и во второй раз совершает хадж, во время которого снова встретился со своим стамбульским наставником шейхом Гюмюшханеви. Когда он вернулся из паломничества в деревню Акхуджу, он получил приглашение от купца Хабибуллы Габбасова переехать в г. Троицк на должность 2-го имама 5-ой махалли-мечети, которую начали строить 3 июля 1880 г. на улице Амурской (позже Большая Александровская, ныне им. П.Ф. Крахмалева) на углу усадьбы Гали муллы при содействии купца Габбасова, и строительство которой было завершено в 1884 г.
Мечеть была деревянная, позднее ее окружили каменным забором, на углу построили магазин, который на протяжении многих лет был книжной лавкой, работал в ней Гафаров Мухаммадгали (Мамалетдин) – высокообразованный, известный многим жителям города в те годы человек. После переезда в Троицк 18 апреля 1885 г. З. Расулев купил в Заречной слободке три дворовых участка №№ 149, 151 и 160 размером 450 кв.саж., принадлежавшие троицкому купцу 2-й гильдии Сайфулле Габбасову и выставленные на публичные торги. На этом месте он впоследствии построил дом.
Фото: из архива Ислам-тудей
В Троицке у ишана было две жены – Маусуфа и Махбуба. Некоторые жены скончались, а кому-то дал развод.
В 1890 г. жители Амурской слободы обвинили своего старшего муллу Исенгали Киреева в том, что он не является в мечеть для проведения богослужений, а также в вымогательстве денег за совершение религиозных обрядов и лихоимстве. По результатам проведенного дознания, Оренбургское магометанское духовное собрание пришло к выводу, что его проступки противны закону и правилам Шариата. 10 сентября 1890 г. оно постановило «в видах исправления нравственности муллу Киреева временно уволить от должности на 6 месяцев с тем, чтобы по истечении этого срока он представил одобрительный приговор своих прихожан». По журналу ОГП на 25 октября 1890 г. № 953 Троицкому уездному полицейскому управлению было предписано отобрать у Киреева указ на духовные звания (указ от 5 ноября 1890 г. № 4682).
Но и спустя 6 месяцев мусульмане не захотели вновь принять дискредитировавшего себя муллу, и в 1891 г. во главе прихода стал Зайнулла Хабибуллович Расулев. Став вторым имамом 5-ой соборной мечети в 1884 г., а с 1891 г. – главным. Ему удалось реформировать открытое в 1879 г. приходское медресе. При нем еще больше вырос авторитет и известность города в мусульманском мире: благодаря Расулеву Троицк превратился в основной образовательный центр мусульман в Российской империи.
Фото: из архива Ислам-тудей
Являясь указным священнослужителем, Зайнулла Расулев в то же время оставался крупнейшим неформальным лидером российских мусульман. Рядом с мечетью на Большой Александровской улице он построил суфийскую обитель (ханака) и специальную гостиницу (мусафирхана) для людей, которые приезжали к нему отовсюду за духовным советом и помощью. Их приемом и обустройством занимался один из учеников шейха Харидаза Мухаммедьяров.
Первый этаж своего дома он отдал под библиотеку, которой подарил бесценную коллекцию собранных им книг и 3,5 тысяч рублей вакфа на содержание и пополнение. Заведующим библиотеки стал Салахутдин Хуснутдинов, который родился в селе Николаевское, что расположено между г. Оренбургом и г. Орском, а также был мужем внучки Зайнуллы хазрата.
Историк Мурад Рамзи пишет о шейхе: «Двери его дома каждый день, с утра до послеполуденной молитвы, осаждает толпа теснящих друг друга людей, которые просят шейха, чтобы он с помощью Всевышнего Аллаха вылечил их от телесных и душевных болезней… Его стол всегда полон еды в течение всего дня для гостей. Шейх не знает ни минуты для отдыха, кроме как на один час после обеда. Он полностью жертвует собой для принесения пользы рабам Аллаха».
Фото: из архива Ислам-тудей
Абдрахман аль-Магази вспоминает: «Общественная деятельность шейха начиналась с 8 утра с визитов учеников-мюридов и других посетителей, которые нуждались в его советах, милостыни или практической помощи. В полдень он шел на занятия в медресе, где преподавал толкование Корана (тафсир) и хадисы. После обеда он мог отправиться на какую-нибудь запланированную встречу или вновь принимал ходоков, а затем отдыхал до послеполуденной, третьей молитвы. До вечернего намаза шейх оставался в мечети, встречался со своими мюридами и читал вместе с ними «хатм хваджаганг», особую молитву братства Накшбандийа. По пятницам и в другие дни, когда приток мюридов был слишком большим, хатм-хваджаганг читался два раза подряд. В дни мусульманского поста Зайнулла-ишан мог проводить занятия вместо утренних часов после обеда, а в последние 10 дней месяца Рамадан осуществлял уединение в мечети (итикяф)».
Медресе «Расулия»: один из лучших академических институтов в мусульманском мире
Из книги Ахметшина Д.Ф. «Ушедшая история»