Из личного архива автора Дамира Гайнутдинова
Совсем недавно ко мне попала уникальная фотография 1914 года, запечатлевшая молодую татарскую девушку в зимней одежде. На обороте снимка — арабографичная надпись на татарском языке, которая раскрыла ее происхождение и значение. Надпись имеет датировку, которая указана как по европейскому (юлианскому), так и мусульманскому летоисчислению. Это яркий пример того, как татары в то время жили в двух параллельных плоскостях: российской государственной и мусульманской татарской.
После расшифровки выяснилось, что на фото изображена Шамсуль-Хаят, дочь известного симбирского купца Ахмеджана (Ахметзян) Алеева. Снимок был подарен ее двоюродному брату по материнской линии — Ахмед-Джамилю (Ахмет-Джамиль) Абушаеву, сыну не менее известного купца Мухаммед-Карима (Мухамет-Карим) Абушаева.
Эта фотография — не просто семейная реликвия, а свидетельство тесных связей между двумя влиятельными татарскими купеческими семьями Симбирска (ныне Ульяновск), Алеевыми и Абушаевыми, сыгравшими значительную роль в жизни региона в конце XIX — начале XX века.
На снимке Шамсуль-Хаят в длинном темном пальто с меховым воротником, на голове красивый калфак, а поверх него белая шаль — одежда, отражающая статус ее семьи. Фон представляет собой нарисованный пейзаж, типичный для студийных фотографий того времени. Надпись на обороте подчеркивает культурное наследие татарской общины и символизирует традицию обмена фотографиями в купеческих семьях, укреплявшую родственные узы.
Алеевы были одной из самых заметных татарских купеческих семей Симбирска. Основателем их дела был Исхак Измайлович Алеев, который в 1866 году приобрел суконную фабрику в деревне Екатериновке и сельце (так называли небольшую деревню при помещичьей усадьбе) Сергеевке. Он модернизировал производство, превратив фабрику в крупнейшее предприятие уезда, где работало более 700 человек. Исхак Алееев владел обширными землями и домом в Симбирске на улице Лосевой (ныне ул. Федерации, 27), который постоянно перестраивался потомками купца и сохранился до наших дней. Сейчас дом является памятником архитектуры Ульяновска.
Исхак Алеев был известен своим меценатством и благотворительной деятельностью. Например, благодаря его стараниям и финансовой поддержке были построены мечети в городе Мелекесс (ныне Дмитровград) и в селе Мулловка, а также он завещал 6 000 рублей на нужды первой махалли Буинска.
После смерти Исхака в 1874 году дело унаследовал его сын Ахметзян Алеев, отец Шамсуль-Хаят. Ахметзян не только расширил производство сукна, но и активно участвовал в общественной жизни: был присяжным заседателем суда и занимался благотворительностью в татарской общине. По его приглашению Симбирскую губернию посетил известный татарский богослов Шихабутдин Марджани, что стало важным культурным событием. Жена Ахметзяна, мать Шамсуль-Хаят, была дочерью купца Шамшетдина Абушаева, что связало семьи Алеевых и Абушаевых родственными узами.
Из личного архива автора Дамира Гайнутдинова
Абушаевы также занимали видное место в симбирском обществе. Шамшетдин Абушаев, переехавший в Симбирск в 1858 году из деревни Новые Тинчали Буинского уезда, прославился как успешный торговец чаем. Его магазины на улицах Дворцовой и Большой Саратовской (ныне ул. Гончарова) были известны горожанам. Кроме того, Шамшетдин заложил в Бирючевке сад, который позже развил его сын Мухамет-Карим, отец Ахмет-Джамиля. На 30 десятинах выращивали яблони 30 сортов, а плоды поставлялись к царскому столу. Мухамет-Карим был гласным думы, членом благотворительного мусульманского общества и попечителем школы для мусульманских девочек.
Фотография Шамсуль-Хаят, подаренная Ахмет-Джамилю, символизирует тесные отношения между Алеевыми и Абушаевыми. Шамсуль-Хаят приходилась Ахмет-Джамилю двоюродной сестрой, так как ее мать была дочерью Шамшетдина Абушаева. Такие снимки были важной частью купеческой культуры, отражая не только семейные связи, но и социальный статус.
Революция 1917 года резко изменила жизнь обеих семей. Алеевы продали фабрику еще до революции, а после национализации потеряли остальное имущество. Абушаевы лишились хозяйства и сада, бежали в Казань, где жили в бедности. Ахмет-Джамиль Абушаев стал певцом и принимал участие в постановке первых татарских опер, но былого благополучия семья не вернула. Этот трагический поворот подчеркивает ценность фотографии как последнего следа их прошлого величия.
Фотография 1914 года с Шамсуль-Хаят — это больше, чем портрет девушки. Это документ, сохранивший память о двух выдающихся татарских семьях Симбирска, их вкладе в экономику, культуру и общественную жизнь региона. Она напоминает о процветании Алеевых и Абушаевых и о том, как революция перечеркнула их достижения, оставив лишь такие артефакты как мост между прошлым и настоящим.
Бескорыстная помощь и вдохновение на добрые дела: меценатство и благотворительность российских мусульман