Духовным управлением мусульман РТ текущий год объявлен годом выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа, историка и этнографа Шигабутдина Марджани (1818-1889). Научные труды Ш.Марджани, его сочинения не утратили своей значимости и в наше время и охватывают различные аспекты Ислама, истории, культуры и жизни татарского народа.
В 1915 году во время подготовки к 100-летию мыслителя в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения Ш.Марджани, воспоминания о нем. Среди авторов этого фундаментального труда был Шагар Шараф – крупный ученый и журналист. Именно ему выпала честь написать наиболее полную и достоверную биографию богослова. Islam-today начинает публикацию глав из этого очерка.
Рождение Марджани. Смерть его матери. Детство. Воспоминания о его юности.
Досточтимый Марджани родился 7 раби’уль-увваль 1233 по хиджре/3 января 1818 по милади во время ночного намаза в селе Ябынчи (Ябынчи от Казани отстоит на 50 верст, по соседству с ним расположено село Марджан) и умер в возрасте 74 лет после вечернего намаза 29 ша’бана 1306 по хиджре/18 апреля 1889 года по милади, похоронен в Казани. Мардажани быр первым ребенком в семье. Когда он появился на свет, его отцу было 32 года, а матери 24 года. Мать Марджани звали Бибихубейба (после ее смерти Багаутдин хазрат взял в жены ее сестру Хабибу. Прежнюю жену он называл Хубейба, а промеж себя вторую называли как Хабба) Его мать скончалась при рождении ребенка, а мальчику в то время пошел пятый год, и потому он не помнил материнской ласки.
Ввиду того, что он рано лишился родной матери, его воспоминания о ней были весьма скудны: «Однажды в глубоком детстве я играл у ручья с котенком, и мне передали, что меня зовет к себе мать и повели к ней. Она в то время тяжело болела. Помню, как я приблизился к ее постели, и она взглянула на меня глазами, полными скорби, и плача произнесла: «О, дитя мое! Кто же будет растить тебя после моей смерти? Кто будет опекать и воспитывать тебя?» Отчетливо помню, как меня на руках нес шакирд во время проводов тела матери на кладбище. Кроме этих воспоминаний о матери более я ничего не помню».
Из впечатлений раннего детства Марджани рассказывал однажды эпизод переезда семьи из села Ябынчи в деревню Ташкичу: «Меня укутанного с головы до пят уложили в люльку, изготовленную из древесной коры, а в других санях везли стреноженную корову, и меня забавляло то обстоятельство, что огромную корову везет небольшая крестьянская лошадка».
Эти воспоминания из раннего детства лишний раз доказывают то, что с детских лет Марджани обладал пытливым умом, рос наблюдательным и смышленым мальчиком, в нем уже тогда проявилось чувство удивления и в некоторой степени ощущалось критическое восприятие окружающей действительности, так как его внимание было обращено на несоответствие – как это так корова, которая в состоянии передвигаться самостоятельно, расположилась в санях.
О детских и юношеских годах Марджани нам поведал его родной брат, уважаемый Садретдин хазрат (кстати, Садретдин хазрат был вместе с Марджани во время его учебы в Бухаре, а также сопровождал его во время хаджа, в настоящее время (1332 год по хиджре/1914 милади) ему девяносто лет. Нижеприведенные воспоминания и сведения он надиктовал и передал своему сыну Закарие эфенди (редактор газеты «Кояш») «Марджани с детства любил возиться с домашними животными. Его любимцами были гуси, куры, индюшки, собаки и кошки. Он любил играть с ними и наблюдать за их повадками. Он отличался пытливым умом. Находил что-то новое и необычное в обыденной жизни, и старался воплотить зарождавшиеся в нем идеи в жизнь. Например, ему было не по нраву, что курицы в хозяйстве были разномастными, и он делал все, чтобы они были одной масти. Сам он любил белый цвет и потому предпочитал держать на подворье белых кур. А как-то он загорелся желанием перевести всю птицу в белый цвет. Для реализации этой идеи он нацепил петушиные хвосты курам и цеплятам иных мастей и убедил домашних, что их надо забить. Подоплека этой затеи была известна только мне, и я был его помощником в ее реализации.
Только потом он объявил мне о том, что эта идея была ошибочна, что в ней было больше сумасбродства, нежели здравого смысла. «Разноцветье и многообразие – это уже красота и богатство палитры природы, прелесть бытия состоит именно в ее разнообразии, олицетворяет собой бесконечные возможности природы, заметил он».
Из приведенного отрывка воспоминаний Садретдина хазрата можно сделать вывод о том, что Марджани с юных лет имел особенность мыслить неординарно, взвешивать все по-своему, относиться ко всему критически и внимательно и на основе этих воззрений составлять план действий и претворять его в жизнь. При этом он, убедившись в истинности своих мыслей, не придает значения противостоянию окружающих, а наоборот стремится привлечь их на свою сторону и заразить своей идеей. Даже в том случае, когда он ошибался и понимал неверность своих взглядов, он не стремился следовать линии посторонних, а придерживался своих мыслей и доводов, вел дело до тех пор, пока его совесть и сам он не испытывали удовлетворение.