«О Пророк! Если к тебе придут верующие женщины, чтобы присягнуть в том, что они не будут приобщать сотоварищей к Аллаху, красть, прелюбодействовать, убивать своих детей, покрывать клеветой то, что между их руками и ногами, и ослушаться тебя в благих делах, то прими их присягу и попроси у Аллаха прощения для них. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный». (Сура «Мумтахина», аят 12)
Одной из тем, затронутых в суре «Мумтахина» («Испытуемая»), является рассказ о женщинах, которые, придя к Пророку (ﷺ), хотели присягнуть ему на верность. В приведенном аяте речь идет о том, что они были готовы дать слово не нарушать основных установлений и запретов религии, не ослушаться нашего Пророка (ﷺ) и подчиняться ему.
Благословенный Пророк (ﷺ) брал клятву верности у тех, кто уверовал в его пророческую миссию. Однако, в сущности, это была клятва верности не ему, а через его посредничество Всевышнему Аллаху. Не случайно в Коране сказано: «Воистину, те, которые присягают тебе, присягают Аллаху» (Сура «Фетих», 48:10).
Присяга, данная мусульманами Пророку (ﷺ) в Худайбийе о своей готовности быть его последователями и при необходимости сражаться вместе с ним, в истории Ислама получило название «Биат ар-Ридван».
В соответствии с Худайбийским мирным соглашением, всех уверовавших мужчин и женщин, сбежавших от мекканских мушриков, должны были возвращать обратно. А вот согласно 10-му аяту суры «Мумтахина», попросивших убежища у мусульман верующих женщин не следовало возвращать в Мекку к многобожникам, поскольку они уже не могли оставаться в никахе с мушриками.
Пророк Мухаммад (ﷺ) в течение всей своей жизни прилагал усилия для объяснения людям религии Аллаха. Несмотря на все препятствия, он призывал к Исламу, к религии единобожия тех людей, которые в сезон паломничества приходили с окрестностей в Мекку. Такая традиция совершения хаджа сохранилась еще со времен религии ханифов, которую проповедовал пророк Ибрахим (а.с.). Пришедшие из Медины в один из таких сезонов хаджа 12 человек приняли религию Аллаха и дали клятву, что «не будут приобщать сотоварищей к Аллаху, красть, прелюбодействовать, убивать детей, клеветать на женскую честь, и будут слушаться Пророка во всех благих делах». Таким образом состоялась первая присяга нашему Пророку (ﷺ), которую также называют "Клятва при Акабе" или "присяга верующих женщин".
На следующий год к Пророку (ﷺ) явилась более многочисленная группа и дала ему такую клятву: «Му будем слушаться тебя и подчиняться тебе в радости и в горести, когда это нам по нраву и когда не нравится. Будем тебе отдавать предпочтение над собой. Не будем возражать нашим командирам. Если понадобится, то будем сражаться. Где бы мы не находились, всегда будем говорить только правду. Не станем бояться ничьих осуждений на пути Аллаха».
И после этой присяги наш Пророк (ﷺ), исполняя волю Аллаха, принял присягу у женщин и дал им некоторые рекомендации. Повелев поступить подобным образом, Всевышний Аллах исключил в этом деле разницу между мужчиной и женщиной. И после смерти нашего Пророка (ﷺ) подобная практика принесения женщинами присяги в верности Исламу была продолжена, хотя их содержание несколько изменилось.
Коран был ниспослан невежественному народу, где у женщины не было никаких имущественных и личных прав и свобод, женщина не обладала никаким достоинством, продавалась и покупалась наряду с другими товарами, рождение девочки приносило в дом горе, а немного подросших девочек родители живьем закапывали в землю. Но если посмотреть на историю других народов того времени, то нельзя сказать, чтобы там положение женщины резко отличалось в лучшую сторону. Современные женщины тоже завоевали свои права только путем многолетней борьбы. А если посмотреть на историю Ислама, то увидим, что уже в период своего зарождения он предоставил женщинам значительные права.
Что же касается рассматриваемой нами присяги, то с точки зрения содержащейся в Коране информации для нас важно не только ее содержание, но и стороны этого договора. Согласно одной из риваятов об этой присяге, когда женщины произнесли слова клятвы верности, Посланник Аллаха (ﷺ) дополнил ее такими словами: «В той мере, насколько у вас хватит сил и возможностей». Сказав в ответ: «Аллах и Его посланник более милосердны к нам, чем мы сами», женщины тем самым подчеркнули то положение, что он был пророком Господней милости.
Islam-Today
Полезная статья? Сделайте репост на Facebook, пожалуйста!