Арабские торговцы достигли берегов Мозамбика задолго до того как португальский путешественник Васко да Гама водрузил там флаг своей страны в 1498 году. Мозамбик не был тогда единым государством, там проживало множество племен. Арабы подчинили себе часть территории и на ней стали править арабские султаны. Одного из них звали Муса бин Бейк. Когда европейцы впервые высадились здесь, они спросили у местных жителей, чья это земля и те назвали им имя местного правителя, которое португальцы трансформировали в «Мозамбик».
Позднее это название они распространили на все земли, взятые ими под контроль. К северу от материковой части страны расположен остров с одноименным названием, 90% населения которого мусульмане. (Всего же последователи ислама составляют 20% населения страны). Остров объявлен объектом всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. На нем еще сохранились следы пребывания арабов.
Кроме этого Мозамбик имеет прочную историческую связь с Индийским субконтинентом. Во времена португальского колониального правления население контролируемых португальцами территорий свободно перемещалось из Мозамбика на территорию Индии и обратно. Торговцы из индийского города Диу поселились на острове Мозамбик около 1800-х годов. Мусульмане из Дамама и Гоа переезжали в Мозамбик для занятий торговлей, в качестве строительных рабочих и работников других специальностей.
Многие потомки переселенцев из индийского Гуджарата переехали в Мозамбик из Южной Африки в конце 19 века. В 1961 году, когда Индия аннексировала португальский анклав Гоа две страны оказались в состоянии войны и по распоряжению португальского диктатора Салазара все выходцы из Индии были интернированы в концентрационных лагерях, а их банковские счета заморожены.
Одновременно им было предложено либо покинуть Мозамбик, либо принять португальское гражданство. Мусульмане – выходцы из Индии были поставлены в сложное положение: они жили в Мозамбике в течение нескольких поколений, и им некуда было уезжать. В случае принятия португальского гражданства им бы пришлось идти на обязательную военную службу.
Положение усложнялось еще и историческим недоверием, сложившимся у португальцев по отношению к мусульманам еще со времен Реконкисты и многочисленных войн с североафриканскими мусульманскими султанатами. Против мусульман в особенности действовали строгие ограничительные меры. При малейшем нарушении они без всяких объяснений и предупреждений высылались на Гоа.
К тому же среди них было немало сторонников учения мусталитов – умеренной версии исмаилизма, которые принципиально не брали в руки оружия даже для отстаивания своих убеждений.
Однако иностранцы, хоть и постоянно проживающие на территории Мозамбика обладали более высоким статусом и не привлекались к военной службе.
В этой ситуации мозамбикские мусульмане возложили свои надежды на Пакистан, хотя и не владели официальным языком урду и ни разу не были в этой стране, но между собой они общались на языке гуджарати и помнили о своих предках –выходцах из Британской Индии.
Поэтому они собрали делегацию из наиболее уважаемых своих людей и направили ее в Пакистан.
Представители делегации попросили президента страны Аюб Хана предоставить им гражданство Пакистана и паспорта этой страны. Они подчеркнули, что хотят жить в Мозамбике, где они давно и плотно обосновались и не будут обузой для своей новой родины. Они обещали также содействовать в развитии торговых связей между Пакистаном и Португалией, подчеркнув, что если бы во время разделения Британской Индии они находились бы на ее территории, то все равно бы эмигрировали в Пакистан и стали бы его гражданами.
Президент Аюб Хан удовлетворил их просьбу.
Все мусульмане индийского происхождения, которые пожелали стать гражданами Пакистана обратились в посольство этой страны в соседней Танзании, где им выдали пакистанские паспорта. После провозглашения независимости Мозамбика 25 июня 1975 года они могли бы получить гражданство вновь образовавшейся страны, но в ней продолжал действовать закон о всеобщей воинской обязанности и началась гражданская война. Поэтому эти граждане Пакистана продолжали сохранять свое гражданство и пребывать в статусе постоянно проживающихв стране иностранцев. В настоящее время в Мозамбике насчитывается около 8000-9000 владельцев пакистанских паспортов. Большинство из них занимается мелкой торговлей. Они говорят на гуджарати дома и на португальском языке в общественных местах.
Впрочем, некоторые из них, подобно сделавшему удачную политическую карьеру нынешнему министру финансов Мозамбика Абдул Маджиду приняли гражданство Мозамбика.
Ильдар Мухамеджанов