Фетвы татарских ученых начала XX века: обращение к усопшим

Вопрос:

Насколько верен хадис о том, что «в сложных ситуациях следует искать помощи у близких, которые пребывают в загробной жизни»? Если это соответствует канонам Шариата, то каков порядок и последовательность совершения ду’а?

Ответ:

В связи с тем, что упомянутый хадис не передавался учеными по хадисам, он не имеет каких-либо оснований. Именно поэтому мы определенно не можем утверждать его достоверность. Этот хадис в числе прочих приводится в книге Кямал Паши «Сорок хадисов».

Автор ее почитается как уважаемый ученый ханафитского мазхаба, но, тем не менее, Кямал Паша не считается знатоком хадисов, следовательно, полагаться на его толкование хадисов не совсем верно. Если придерживаться букве данного хадиса, краткий смысл его заключается в следующем: человек, попавший в сложную жизненную ситуацию, пребывающий в замешательстве, не найдя путей выхода из создавшегося положения, является на кладбище где на могиле своих близких, отрешившись от всех забот и мирской суеты, обращается к душам своих предков за помощью.

Но если вдуматься в это, то можно представить, как предки ему поведают, как они предстали перед судом Божьим, как было им тяжко и невыносимо, а потому все его нынешние трудности и волнения покажутся детскими игрушками и душа его успокоится, тревоги его рассеются и он обретет мир и покой. Видимо в этом и заключается помощь которую желал обрести этот человек, обращаясь к душам своих предков. Байхаки передал риваят, который услышал от хазрати Анаса: «Навести могилы своих предков и задумайся о том, как предстоит воскреснуть в Судный День». Однако Байхаки не оценил этот хадис по достоинству. Да к тому же, по его мнению, человек, переписавший его Мекки ибн Нумейр – личность неизвестная.

Посещение могил предков имеет цель помнить о смерти и предстоящей загробной жизни, совершение ‘ибадата все это становится очевидно из известных нам хадисов.

из журнала «ад-Дин валь-Адаб» за 1916 год №10

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle