Вопрос:
Какой хукм вынесет кадий по вопросу о материальном обеспечении женщины, муж которой находится в местах лишения свободы и которая потребует развода? Будет ли считаться в этом случае, что человек находящийся в заключении, человеком исчезнувшим или человеком, место пребывания которого известно?
Ответ:
Имам Абу Ханифа не давал фетву на развод по причине, если супруг в силу определенных обстоятельств не имеет возможности содержать свою жену и семью. В данном случае супруга имеет право влезть в долги до того момента, пока ее муж не окажется на свободе и сможет рассчитаться с накопленными долгами. Об этом имеется упоминание в знаменитой книге «Хидая» и в иных учебниках ханафитского масхаба по фикху. Однако данная фетва не соблюдается в том случае, когда муж не имея возможности материально обеспечивать семью, а супруга не в состоянии взять средства в долг или не имеет реальных путей заработать денег на жизнь. И тогда если женщина будет настаивать на разводе, и развод ей должен быть дан. Ведь в противном случае, женщина как бы окажется между небом и землей, а потому ей может быть причинен вред. Допустить этого нельзя и супругу будет приказано дать развод, а если он воспротивится, кадий по своей воле должен оформить развод.
Данный вид развода называется «фасех». Этот хукм-решение выносится только тогда, когда станет совершенно ясно, что супруг действительно не имеет возможности обеспечивать семью, что за ним не числится никаких материальных ценностей, и что жена находится в исключительно затруднительном положении и бессильна хоть как-то поправить положение семьи. Подобное решение не будет противоречить постулатам мазхаба имама Абу Ханифы. Потому что нарушение фетвы (если таковое случится) это еще не значит войти в противоречие с масхабом. Фетвы, провозглашенные по довольно мелким проблемам, в зависимости от изменения реалий жизни подвергаются корректировке. В фикхе даже есть положение о том, что «шариатские фетвы в связи с течением времени и жизни имеют свойство изменяться». В связи с этим в Благородном Коране и хадисах можно найти убедительные доводы.
В 6 аяте суры «ат-Талак» сказано: «Не причиняйте им (женам) вреда, желая стеснить их». В 229 аяте суры «аль-Бакара» говорится: «Надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму». В противном случае, если мужья не прислушаются к увещеваниям и будут продолжать удерживать своих жен, чиня им зло и угнетая их, не давая им развода и не обеспечивая их материально и держа их взаперти, естественно, правоверным необходимо прийти на помощь этим женщинам, чтобы освободить их из-под гнета и устроить их развод с мужем-злодеем.
Хадисы:
Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) повелел развести жену потому что ее муж не имеет возможности содержать ее (нафака). Это хадис передали Дар аль-Кути и Байкахи. В этом же смысле воспринимается высказывание Сагида ибн Мусайба и это считается сунной.
Умар (радый Аллаху анху) направил своим полководцам письмо такого содержания: «Пусть мужья, которые продолжительное время вынуждены находиться вдали от дома и семьи выделят женам средства (нафака) или дадут им развод. В случае развода, за время своего отсутствия выплатят нафака». Этот хадис передается имамом Шафии и Байхаки в книге «Булюгуль-марам».
из журнала «ад-Дин валь-Адаб» за 1913 год №10
Islam-Today