В западной части Аравии в провинции Хиджаз, недалеко от Красного моря, располагается город Мекка. В центре этого города находится небольшое здание кубической формы. С незапамятных времен этот город и это строение обладают особой святостью.
Это Байтуллах — Дом Аллаха. Его святость и древность старше самой истории.
Дом для людей
Исламская традиция учит, что это здание было возведено по образу и подобию небесного храма Байтуль-Магмур. Всевышний Аллах даровал человечеству Свою милость и повелел Пророку Адаму (мир ему) возвести такое же строение на Земле. Дальше об истории Каабы фактов немного, однако, согласно исламской традиции, известно, что во время Потопа Кааба была поднята на небо.
Во второй раз Каабу отстраивал Пророк Ибрахим (мир ему) со своим сыном Исмаилом (мир ему). Один из обрядов Хаджа предписывает совершить молитву за Макам Ибрахима — небольшой постройкой с куполом, в котором хранится камень, носивший по воздуху Ибрахима (мир ему) во время строительства Каабы. На этом камне отпечатались следы ступней Ибрахима (мир ему). Закончив возведение Каабы, Пророк Ибрахим (мир ему) воззвал к Аллаху:
«Господь наш! Прими от нас! Воистину, Ты — Слышащий, Знающий» (Сура «аль-Бакара», аят 127).
Первые хранители Святого Дома
Пророк Исмаил (мир ему) после окончания строительства стал первым хранителем Каабы. После его смерти эта почетная обязанность перешла к его потомкам. Они оставались хранителями Каабы на протяжении многих столетий, пока эта обязанность не перешла к человеку по имени Абдуль-Манаф.
При нем служение Каабе стало еще более почетной обязанностью. Его сын Хашим взял на себя обязательство не только служить Каабе, но и заботиться о ежегодно стекавшихся в Мекку и Хиджаз паломниках. Ежегодно в сезон паломничества устраивались пиры, а паломники обеспечивались семьей Хашима водой и едой.
После Хашима заботу о Каабе и паломниках взял на себя его брат Мутталиб. А после Муталлиба его сын Шейба, известный как Абд аль-Мутталиб.
Подробнее читайте: ФОТО: эти люди охраняют Каабу со времен Пророка Мухаммада (мир ему)
Кааба как языческий храм
Несмотря на то, что Кааба была возведена как место для поклонения только Единому Аллаху, люди очень быстро приспособили этот Святой Дом для служения идолам. Эта несправедливость продолжалась на протяжении более 4000 лет, пока посланник Аллаха (мир ему), вернувшись в Мекку с триумфом, не вошел в Каабу и не выбросил оттуда всех идолов, очистив Дом Аллаха от язычества. Выбрасывая идолов из Каабы. Посланник Аллаха (мир ему) цитировал следующий аят Священного Корана:
«Явилась истина, и сгинула ложь. Воистину, ложь обречена на погибель» (Сура «аль-Исра», аят 81).
Это произошло в 8-ом году хиджры, в январе 630 года н.э.
Древний фундамент
Когда Пророк Ибрахим (мир ему) получил приказ возвести Дом для поклонения Аллаху, он обнаружил древний фундамент, заложенный еще Адамом (мир ему). Новый Дом был воздвигнут на том же самом фундаменте.
Изначально в Каабе не было крыши. А только четыре стены. Столетия спустя, во времена правления в Хиджазе Касаййа бин Килаба, вокруг Каабы были сооружены четыре стены и крыша. В каждой из стен было по двери. Таким образом, Кааба была закрыта в особом святилище.
Сейчас Кааба имеет следующие размеры: высота Каабы составляет 13,1 м. Длина и ширина, соответственно, 11,03 и 12,86 м. В восточном углу Каабы находится Черный Камень. Рядом с Каабой Маккам Ибрахима и источник Зам-зам. Чуть поодаль расположены холмы Сафа и Марва. Расстояние между которыми равно 450 метрам. Сегодня холмы обнесены стеклянными стенами, а сами холмы находятся внутри здания под крышей.
На все стороны света
В настоящее время стены Каабы выстроены из блоков, которые вырубили в соседних скалах. Все четыре угла Каабы строго ориентированы по сторонам света. Эти углы названы по странам, на которые они ориентированы. Восточный угол называется Рукн аль-Асвад (в честь Черного Камня), северный — Рукн аль-Ираки, западный — Рукн аш-Шам, Южный — Рукн аль-Йамани. Стены Каабы покрыты особым покрывалом — Кисвой. На покрывале золотыми нитями вышиты аяты Корана.
В восточный угол Каабы вмонтирован Черный Камень. Напротив северо-западной стены находится полукруглая стена из белого мрамора. Высота стены около метра, толщина — полтора метра. Длина полукруга составляет 17,75 метров. Паломники считают за счастье прочитать там молитву, поскольку эта часть условно относится к Каабе. Таким образом, намаз внутри полукруга считается намазом внутри самой Каабы. Это место называется Хиджр Исмаил. Здесь находятся могилы Пророка Исмаила (мир ему) и его матери Хаджар (да будет доволен ею Аллах).
На удалении в 21 метр от Каабы под землей находится источник Зам-зам.
Реконструкции и реставрации
История реконструкции Каабы начинается с Пророка Ибрахима (мир ему) и описывается в Коране. Затем Кааба неоднократно перестраивалась. Первый раз она была реконструирована во время правления Кусаййя бин Килаба. Второй раз уже во времена посланника Аллаха (мир ему), до начала его пророчества. Каабу пришлось перестраивать, поскольку она была разрушена наводнением.
Устанавливая Черный Камень, мекканцы стали спорить о том, кто из них более достоин этого. Они решили, что рассудить между ними должен первый вошедший. Им оказался Мухаммад (мир ему) из племени курайшитов. Он посоветовал положить Камень на плащ, за который должны были схватиться главы мекканских племен. Так они донесли Камень до восточного угла, в который он был вставлен лично посланником Аллаха (мир ему). Там он и находится с тех пор.
В 64 году по хиджре (683 г.) Кааба была разрушена в ходе захвата Мекки и заново отстроена Абдуллой ибн Зубайром (да будет доволен им Аллах). Он воссоздал ее в том виде, в котором хотел ее видеть посланник Аллаха (мир ему), то есть так, как ее возвел Пророк Ибрахим (мир ему).
Однако через 10 лет снова разрушена и отстроена в том виде, в каком ее возвели курайшиты. В таком виде Кааба стоит до сих пор, не считая небольших реставраций.
Направление для молитвы
Спустя полтора года после переселения в Медину, мусульманам было предписано сосвершать намаз в сторону Мекки. Первым направлением для намаза был Иерусалим. В Коране сказано об этом так:
«Мы видели, как ты обращал свое лицо к небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты останешься доволен. Обрати же свое лицо в сторону Заповедной мечети. Где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону» (Сура «аль-Бакара», аят 144).
В тот же самый период Всевышний Аллах начинает подчеркивать, что Ислам — это возвращение к вере Ибрахима. Паломничество к Каабе и ее ритуальный обход — таваф совершались как прежде, но теперь это сопровождалось восхвалением Аллаха, а не языческих божеств. Кааба вновь стала местом поклонения Всевышнему Аллаху, как и предполагалось со времен ее первого возведения.
Islam-today