Шамаиль… Сколько в этом слове слилось для татарского народа. Этот вид искусства стал одним из способов национального самовыражения, глубоко проникнув в самосознание народа и став спасительной отдушиной, особенно в годы гонения на религию. В 90-х годах прошлого столетия татарстанские художники решили обратиться к арабской букве как символу духовных ценностей и истории татарской письменной культуры. Художники Татарстана не просто возрождают забытые традиционные технологии, но и привносят что-то свое.
Такой интерес к своей культуре и религии не мог остаться без внимания. Так, в прошлом году стартовал первый Всероссийский конкурс «Шамаиль моей семьи». Как отметил на пресс-конференции Рустам хазрат Батров, первый заместитель муфтия, председателя ДУМ РТ, работы были "душевные".
- Люди обращались к нам, к организаторам, с просьбой продлить выставку, чтобы как можно больше увидеть работ наших художников. Это огромный вклад в популяризацию татарской культуры, - уверен Рустам хазрат. – Шамаиль – это один из инструментов сохранения татарской нации, выражение культуры татарского народа. Сам по себе предмет этого творчества – образец культурного наследия. К тому же нельзя забывать о том, что это один из вариантов развития туристической отрасли. Зачастую гости нашей республики, желая увезти на свою родину частичку Татарстана, приобретают шамаили, выполненные в традиционной татарской технике – не стекле с использованием фольги.
В этом году конкурс проводится уже во второй раз. Заявки принимаются вплоть до 20 апреля. По итогам конкурса с 21 мая по 5 июля на территории музея-заповедника «Казанский Кремль» будет проведена выставка работ участников-победителей конкурса. Если в прошлом году финал состоялся 21 мая, в день принятия ислама Волжской Булгарией, то в этом году победителей объявят 5 июля, в день Ураза-байрама (ориентировочно).
Изменения коснулись и самих номинаций конкурса. На этот раз работы можно подать по новому направлению – «Картина в технике татарского шамаиля». В рамках данной номинации принимаются произвольные по сюжету и тематике произведения, выполненные на обратной стороне стекле с использованием подсветки из фольги. По словам одной из участниц, художницы Арины Ариадны, работы, которые она представит на конкурс, выполнены в традиционной татарской технике, но далеки от национальных или религиозных мотивов. В основе серии ее работ – впечатления от родного города, от поездок за пределы Татарстана, то, что вдохновило и поразило.
Также работы принимаются по таким номинациям, как «Современный традиционный татарский шамаиль», «Шамаиль как семейная реликвия» и «Графический шамаиль». Если говорить о последней номинации, то здесь речь идет о работах, выполненных в компьютерной графике или ручным способом. То есть это своеобразный макет.
Говоря о значении шамаиля в истории татарского народа, директор Музея исламской культуры Нурия Гараева с сожалением отметила, что у широкой публики нет четкого понимания, что есть шамаиль, а что представляет собой тугра и шэжэре.
- Крайне важно сохранить этот вид искусства. В прошлом году много конкурсных работ требовало чистки и реставрации. Это старая традиция, которая всегда жила в народе, а сейчас начинает возрождаться, - добавил спикер.
Что касается состава жюри, то в этом году его список значительно расширится. Помимо Наджипа Наккаша, директора Галереи татарского шамаиля Рустема Шамсутова, главного архитектора Кул Шарифа и других признанных мастеров каллиграфии и шамаиля, судить конкурсные работы будут и специалисты по модерну, по современным видам изобразительного искусства.
Стоит отметить, что участие является хорошим стимулом для собственного роста начинающих или малоизвестных художников. По словам Рустам хазрата Батрова, безусловно, существуют штампованные подделки, растиражированные. Но это совершенно иное.
- Шамаиль – это то, что дарят на значимые даты, как никах или переезд в свой дом. Поймите, эта картина всю жизнь будет с вами, передаваться по наследству. Думаю, гораздо приятней, если это будет действительно произведение искусства, а не китайская дешевая подделка.
Как добавила Нурия Гараева, у таких шамаилей, сделанных с любовью к своему народу и своей религии, даже особая аура, своя атмосфера, которая делает каждую букву, каждую черточку неповторимой, наделяя готовый шамаиль сакральным смыслом и делая его дорогим сердцу.
Ильмира Гафиятуллина, Казань