Проблема дерадикализации молодёжи на постсоветском пространстве, исламский радикализм в субъектах РФ, вопросы тюркологии, стратегии и практики межкультурной коммуникации в постсекулярном обществе, богословская и правовая мысль исламского мира, сходства и различия исламской и христианской психологии – это лишь часть обширных тем, которые окажутся в фокусе внимания участников уже VII Международного форума «Ислам в мультикультурном мире», которые в эти дни проходит стенах Казанского (Приволжского) Федерального университета.
В рамках одной из секций специалисты в области ислама и учёные с мировым именем обсудили проблемы дерадикализации молодёжи на постсоветском пространстве. Стоит отметить, что на протяжении всего существования такого форума вопрос о работе с молодёжью в вопросе вовлечения её в деструктивные террористические организации по-прежнему не теряет своей актуальности.
По словам проректора по общим вопросам Казанского (Приволжского) федерального университета Ришата Гузейрова, активную работу в сфере ресоциализации ребят, которые по тем или иным причинам оказались вовлечёнными в террористическую деятельность, играет центр «Диалог», сотрудниками которого на сегодняшний день проведено уже порядка 150 часов консультаций теологического и психологического характера.
Тут остро встаёт другой вопрос – почему молодёжь, несмотря на имеющийся багаж определённых знаний и достаточно высокий уровень образованности, поддаётся на уловки вербовщиков и ставит на кон свою жизнь?
Стоит отметить, что приверженцы экстремистских идей свято уверены в том, что если умереть вне исламского государства, то велика вероятность попасть в ад. Именно поэтому так часто в процессе агитации используются слоганы подобного характера: «Победа или рай» (или мы победим и построим халифат, или погибнем на праведном пути, став шахидами, что приведет нас в рай).
Перекладывание ответственности, суицид, нереализованная потребность в значимости, снижение ценности человеческой жизни, социальная изолированность, отчуждённость, острое переживание неудач в отдельных областях жизнедеятельности – все эти факторы оказывают дополнительное воздействие, подталкивая молодого человека в руки экстремистов. В связи с этим не удивителен итог – человек приходит в террористическую организацию, где ему дают «дом, покой, уют и любовь».
Как отметил в ходе круглого стола заместитель директора Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Вячеслав Полосин, посвятивший своё выступление характеристике героического архетипа как средства радикализации сознания молодёжи, сейчас мы можем наблюдать некую мифизацию общества, молодого поколения – появляются мифические маски (садизм, жертва, убийство), идёт процесс возрождения веры в языческих богов (к примеру, в Германии это Бог Один).
- Нам, как специалистам в столь щепетильных вопросах, важно обращать внимание на то, какие архетипы формируются в обществе, кто для молодых людей становится истинным, на их взгляд, героем. Зачастую это далеко не милостивый, милосердный и прощающий, а карающий, мстящий за «творимую несправедливость». Тут присоединяется и романтизация войны, накладываемая на образ лжегероя.
В целях разработки наиболее эффективных методов противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодёжи очень интересен и полезен опыт европейских коллег. О том, как с молодёжью взаимодействуют в Германии, рассказал директор Центра исламоведческих исследований АН РТ Ринат Патеев.
По его словам, в Германии активно работает горячая линия, которая стартовала в 2012 году и нацелена на оказание консультативной помощи, в первую очередь лицам, которые стремятся помочь своим близким, попавшим в радикальные группы. За это время было получено более 4 тысяч звонков – достаточно большой массив сообщений, хотя значительная часть из них не подтвердилась. Это связано с тем, что один из членов семьи начинает активно проповедовать ислам, а родственники, как правило, не разбираясь в ситуации, сразу начинают бить тревогу, поскольку для них это в новинку.
- К работе с радикальной средой и родственниками, в первую очередь, подключены социальные работники, при этом значительная их часть имеет и психологическое образование, - подчеркнул Патеев. – Они приступают сначала к работе с родственниками. Как правило, исходя из практики, предпосылки для радикализации закладываются в самой семье, во внутренних взаимоотношениях между её членами.
Стоит отметить, что в Германии существуют не только отдельные структуры в государственных органах, но и целая сеть неправительственных организаций, работающих с радикальной средой в целях снижения рисков. Интересно, что, говоря о деструктивных организациях, зарубежные специалисты предпочитают использовать такие термины, как «религиозно мотивированный экстремизм».
- У немецких коллег менее активные связи с религиозной средой, с духовными деятелями, чем у российских специалистов, занимающихся сходными проблемами. Это обусловлено целым рядом факторов, в том числе и тем, что значительная часть радикализированных сообществ – это представители мигрантской среды, с которыми зачастую нет активных контактов. В России мусульмане, как правило, - это коренные жители, что делает ситуацию диаметрально противоположной. При этом в Германии реализуются более жёсткие принципы секуляризации. Если речь идёт о взаимодействии религиозных структур и государственных органов, всегда есть определённые опасения в том, что они будут обвинены в попытках вмешаться в дела церкви. Как результат – нет чёткой системы постоянного взаимодействия.
- Основой любого деструктивного культа является насилие над психикой его адептов, - обратилась к участникам встречи преподаватель кафедры клинической нейро- и патопсихологии Института психологии им. Л.С.Выготского (г.Москва) Светлана Яковлева. – Это всегда обман, всегда подавление, разрушение личности. Через разрушение личности идёт разрушение семей и социальных структур в обществе. Стоит различать психическое и психологическое воздействие. Если в первом случае речь идёт о формировании зависимости от группы, от её лидера или от идеи, то, говоря о психологическом воздействии, имеется в виду нарушение адаптации в общество, готовность человека оптимально взаимодействовать с окружающими его людьми, поиск вариантов взаимодействия.
Как результат – формирование восприятия окружающего мира как однозначно враждебного, объединение внутри отдельно взятой группы за счет нарушения взаимодействия с обществом. То есть мы друг друга понимаем и дороги друг для друга, а общество нас не понимает, не принимает – имеет место быть деление на «мы» и «они».
В ходе продуктивного круглого стола были также подняты вопросы о правильной работе с неофитами, о существовании проблем отсылок к первоисточнику и отсутствия адекватных переводов религиозной литературы. Отдельно встал вопрос об адаптации и интеграции мигрантов в реалии другой страны, в том числе и формат домиграционной подготовки и работы со студентами через молодёжных лидеров общественного мнения.
Напомним, что в эти дни в Казани собрались ведущие зарубежные и отечественные учёные-исламоведы, представители органов власти Российской Федерации и Республики Татарстан, мусульманского сообщества России и Татарстана, российских исламских вузов и медресе.
Форум, поддержанный средствами федеральной целевой программы по подготовке специалистов с углубленным изучением истории и культуры ислама, действует с 2011 года и является эффективной и уникальной платформой для выступлений ведущих отечественных и зарубежных учёных в области исламоведения, мусульманских религиозных деятелей.
Организаторами мероприятия являются Казанский федеральный университет, Институт востоковедения РАН, Российский исламский институт, Болгарская исламская академия, а также Духовное управление мусульман РФ и Духовное управление мусульман РТ.
Среди ключевых спикеров форума в этом году – президент Института стран Азии и Африки МГУ Михаил Мейер, первый заместитель Председателя Духовного управления мусульман РФ, Дамир-хазрат Мухетдинов, заведующий кафедрой истории стран Ближнего Востока СПбГУ Николай Дьяков, заведующая сектором ближневосточных исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН Ирина Звягельская.
Основной целью форума является объединение научных сил специалистов, занимающихся исламской проблематикой через обмен информацией о научных достижениях, координацию целей и задач, стоящих перед специалистами в данной области.
Форум «Ислам в мультикультурном мире» посвящен наиболее актуальным вопросам академического и прикладного исламоведения, поднимает проблемы популяризации и совершенствования исламского образования. Отдельное внимание в рамках форума уделяется вопросу создания соответствующих условий для межрелигиозного согласия и преодоления угрозы радикализма.
Участникам мероприятия в течение двух дней предстоит обсудить опыт других стран и регионов РФ, систематизировать имеющиеся и полученные знания, что должно оказать значительную помощь в разработке конкретного плана действий.
Пленарное заседание форума «Ислам в мультикультурном мире» состоится 16 ноября в 10:00 по адресу Кремлёвская, 35 (здание Научной библиотеки имени Н.Лобачевского).
Ильмира Гафиятуллина