В эти дни в Казани проходит «Эхо фестиваля мусульманского кино». Жителям столицы Татарстана вновь представилась возможность лицезреть лучшие фильмы IX Казанского международного фестиваля мусульманского кино. В этом году в ходе фестиваля эксперты-кинематографисты много обсуждали перспективы развития татарстанского кино, для которого, по их мнению, созрела очень благодатная почва.
А пока наиболее успешным татарстанским фильмом остается картина «Бибинур» Юрия Фетинга, получившая гран-при на Фестивале мусульманского кино 2010 года, а также множество наград на других международных кинофестивалях за рубежом. И тем, кто еще не видел эту прекрасную ленту, есть смысл посмотреть и насладиться ею.
«Бибинур» - очень своевременная и важная картина для татарстанского кинематографа. Мастерски исполненная задумка продемонстрировала неравнодушному сообществу, что сейчас не столь важны и нужны эпические саги из истории татар, сколько вот такие истории жизней, отражающие колорит и духовные распутья татарского народа.
Фильм «Бибинур» - завораживающий, медитативный, в чём-то даже напоминает голливудское «Древо жизни», но роднее, понятнее. Татарский, восточный колорит пленяет с первых кадров наряду с нежным цветовым решением – картинка на экране будто наполнена цветами сакуры, а за кадром ее сопровождают чарующие звуки традиционной музыки в формате пентатоники.
Тема новости о последнем отрезке жизни, его осознании и проживании – весьма популярна в мировом кинематографе. Главная героиня фильма Юрия Фетинга получает весть от предков, что ей осталось жить пять дней в земной жизни. Бабушка Бибинур живет настолько гармонично и правильно – со своим «сокрытым от нас смыслом», что её поведение ни на йоту не меняется и после того, как она узнает час своего ухода.
В исламском пророчестве говорится, что во времена, близкие к концу света, категории нравственности поменяются полюсами: добродетель будут считать пороком, порок – добродетелью, правду – ложью и наоборот. Так и Бибинур – неприлично добрую и безобидную для современников – в родной деревне называют не иначе, как тронувшуюся умом.
Идиллический традиционный уклад деревенской жизни не раз пытались прервать: мы видим коммунистов, принесших в село алкоголь и свинофермы, однако современным апофеозом этого вторжения становятся вовсе не чужеземцы бандитской наружности, пытающиеся экспроприировать землю. Нет. Врагом духовности под ироничным слоганом о райской жизни выступает спутниковое телевидение, засасывающее в болото низменных развлечений и отключающее вначале разум, а затем и душу.
«Цивилизация сожрёт вас», - говорит новый хозяин земли, с символичным именем Джахангир – «покоритель мира». Но и в нём оказываются сильнее зов предков и голос крови, ведь собственник земли сам родом из деревни, в которой происходит действие. Именно здесь он, усталый, с притупившимися чувствами герой из ряда Печорина и Онегина, находит естественное удовольствие от прожитого дня, принимает бескорыстную заботу бабушки Бибинур и неожиданно становится способен на благодарность и настоящие мужские поступки. Теперь он выделяется из кучки «понаехавших» - он возвращается на свою стезю, решается действовать по зову сердца. И тогда, когда Джахангир готов двигаться по верному пути, его ценой своей жизни и спасает «несущая свет» Бибинур – её жертва порождает надежду на сохранение духовного начала в селе.
Однако даже не Джахангир представляет в фильме новое поколение. Эту миссию берет на себя Мансур – угловатый подросток с «особенным голосом». Его мозг уже изрядно прополоскан всеми «прелестями» поп-культуры, телевидения и общества потребления. И всё же он не безнадёжен, даже напротив – на него и есть вся надежда. Кто, если не ты, Мансур, грубый, но сострадающий и чистый внутри? И особенный голос – не иначе как образ оружия мирного воина, своеобразной попытки телепорта из серой реальности в мир истинных смыслов и ценностей – даже если для этого придётся разнести стекла окон близлежащих домов. Избранный мальчик, ради грядущей миссии которого произойдет и чудесное исполнение его слов – «снег» летом – прекрасный повод дойти до сути.
И вот именно Мансур-«победитель» приходит к старцу Вали-«святому» чтобы вместе собирать камни от древней мечети, и из цветного мира руин духовности провозглашать своим особенным голосом величественный азан, на черно-белой землёй, утопающей в забывчивости и спутниковый тарелках, где призыв на молитву пока никому не нужен и не слышен даже посредством уникального голоса...
Нурия Гибадуллина