Шамаиль… Как он многогранен и уникален. Насколько точно и ярко передаёт национальную культуру, при этом умело сочетая в себе следование традициям и современные технологии, веяния. Вообще «шамаиль» в переводе с арабского означает «качества, достоинства». С персидского – «священная картина» или «образ». Это своеобразный феномен мусульманской культуры.
Шамаиль – настенное панно с изображением святых мест и мечетей, а также текстов изречений из Корана, афоризмов, фрагментов поэтических произведений. Эти картины основаны на арабской каллиграфии, выполненных масляными красками на стекле, в современном исполнении на холсте, вручную или типографским способом на бумаге или в виде вышивки на ткани. А для татарского народа характерно изготовление шамаилей на стекле.
Пожалуй, сама большая и постоянная коллекция шамаилей собрана в Кул Шарифе, в Галерее татарского шамаиля. Вот и на этот раз в стенах Галереи открылась новая выставка «Искусство шамаиля: традиции и новации». В ходе экспозиции организаторы презентовали не только работы современных авторов, трансформирующих многовековые традиции татарского шамаиля, но и образы так называемых «классических» шамаилей, выполненных на стекле и литографским способом.
- Мы постарались представить весь спектр развития арабографического искусства, - отметил руководитель Галереи татарского шамаиля Рустем Шамсутов. – К сожалению, у татарского народа никогда не было отдельной школы искусства шамаиля, в отличие от восточных стран. А без знания основ каллиграфии невозможно творить то искусство, что мы можем с вами наблюдать на сегодняшней выставке.
Что интересно, особый всплеск интереса к шамаилю пришёлся на 1960-1970-е гг., на пик антирелигиозной политики. Однако это не смогло помешать творчеству мастеров, работы которых мы сегодня можем с вами наблюдать. Это своеобразная точка отсчёта, вдохновляющая и современных художников, и позволяет продемонстрировать развитие искусства шамаиля.
- Что касается работ современных авторов, то они уже выходят за грань просто шамаиля как по форме, так по содержанию и технике исполнения. Этой экспозицией мы постарались предположить, какое развитие искусство шамаиля ожидает дальше, в том числе в среде талантливых татарских художников и каллиграфистов.
Современная часть выставки представлена новыми произведениями хорошо известных в Татарстане художников Владимира Попова, Гульназ Исмагиловой, Наджип Наккаша, Ришата Саляхутдинова и Розы Хузиной.
Безусловно, если бы не было классических шамаилей, наши молодые каллиграфисты не имели бы подспорья в своей работе. На выставке также можно увидеть шамаили, выполненные с соблюдением незыблемых канонов каллиграфии, и арабо-графические картины, отражающие тенденции развития современного искусства.
Искушенный зритель будет рад вновь лицезреть работы таких авторов, как Зуфар Низамов, Рустам Мухаметзянов, Алсу Насыбуллова, Рустем Шамсутов, Чулпан Шарифуллина. Сердцем экспозиции стали шамаили, выполненные в 1970-1990-х гг прошлого столетия Габдельхак хазратом, коллекция которых – самая большая, известная на сегодняшний день, принадлежащая руке одного мастера.
Не обошлось и без образцов репродукций печатных шамаилей начала ХХ в. – отдельного направления искусства татарского шамаиля, в свое время олицетворявшего собой идеи технического прогресса, просветительства и пробуждения национального самосознания.
Зайдя в Галерею татарского шамаиля на выставку «Искусство шамаиля», вы увидите и отсылки к древней истории татарского народа, и современное понимание каллиграфического искусства, и выражение арабографического стиля через символичное изображение животных. Насколько велика фантазия художника, насколько широк простор для его творчества!
Ильмира Гафиятуллина