Мирное сосуществование между представителями различных религий – один из основополагающих исламских принципов, о чём много раз говорится Всевышний Создатель в Благородном Коране. В исламе запрещена не только война, но и вражда, ненависть, оскорбление и унижение в отношении последователей других религий также запрещена.
Священный Коран обращает наше внимание на то, как многочисленны пути налаживания диалога и мирного сосуществования. Среди них свобода веры и мысли, уважение общих принципов, недопустимость расизма, принятие предложения мира, признание прав меньшинств, признание Божьих посланников и Священных Писаний, взаимодействие в международных делах.
О том, как межрелигиозный диалог видят наши современники, мы продолжаем наш разговор с заместителем директора по науке Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан Ильшатом Мухаметзариповым. Напомним, в прошлый раз мы останавливались на самом понятии «межрелигиозный диалог», особенностях его функционирования, сложностях и преимуществах.
- Насколько актуально исследование особенностей и необходимых условий для установления межрелигиозного диалога с научной точки зрения?
- Для отечественных исследователей ценным представляет взгляд работа А. Куранович, посвящённая религиозной политике в современной России. По её мнению, российские власти проводят эффективную религиозную политику на национальном уровне, частью которой является межрелигиозный диалог и гармоничное сосуществование религий (в особенности христианства и ислама), становящийся визитной карточкой России и её «мягкой силой». Именно межрелигиозный диалог является ключевым элементом российской религиозной политики, в которой присутствует три направления: 1) страны СНГ; 2) мусульманский мир; 3) международные организации (ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Совет Европы, СНГ).
На уровне стран бывшего СССР Московский патриархат и муфтияты выступают ключевыми акторами межрелигиозного диалога, особенно при разрешении конфликтов, пользуясь поддержкой государства, в том числе со стороны Министерства иностранных дел России.
- А что же говорит ислам о межрелигиозном диалоге? Как к этому относятся мусульманские современные иследователи?
- Группа исследователей (М. Аль-Бишр, А. аль-Турки, С. бин Хумэйд, У. Бейкер, Д. Гейтс, Э. Кесслер и др.) опубликовали в рамках Всемирной исламской лиги сборник «Межрелигиозный диалог: кросскультурный взгляд». В сборнике говорится о признании в исламе религиозного разнообразия и уважительного отношения к другим верам, критикуется теория о «конфликте цивилизаций» С. Хантингтона.
Если обобщить информацию из сборника, то легитимность диалога в исламе заключается в следующем:
1) божественная предопределённость разнообразия среди человечества;
2) обязанность верующих по ведению диалога;
3) обязанность по устранению несправедливости на земле;
4) этика беседы, умение слушать и взаимное уважение;
5) примеры диалога в хадисах о пророке Мухаммаде (мир ему);
6) признание за другой стороной права на ошибку и заблуждение.
Фундаментальными принципами диалога, согласно мнению группы исламских учёных, считаются, в частности:
1) аргументация на основе достоверных фактов;
2) речь участника диалога не должна содержать противоречий;
3) объективность и компетентность;
4) чёткое понимание предмета диалога и существующих различий;
5) относительность результатов диалога.
Авторы категорически осуждают терроризм, прикрывающийся религией, и призывают к повышению уровня осведомлённости населения о других религиях и культурах.
К примеру, ректор малазийского исламского колледжа «Даруль Ридзуан» А. Хасан в своей статье пишет, что межрелигиозный диалог является неизбежным ответом на террористические акты, вооружённые конфликты, межэтнические столкновения в современном мире. Он утверждает, что у мусульман есть свои уникальные подходы и методы налаживания такого диалога. Автор называет это «кораническим методом», основанном на уважительном отношении к другим религиям.
- А что говорят о необходимости налаживания межрелигиозного диалога представители других религий, к примеру, иудеи?
- Здесь очень показателен взгляд раввина и теолога Дж. Магонета, который считает, что потребность в межрелигиозном диалоге вызвана формированием «глобальной деревни», когда ранее разрозненные религиозные общины оказались в тесном соседстве и в ином окружении. Он отмечает, что серьёзным препятствием к межрелигиозному взаимодействию является недоверие между общинами. Например, община может опасаться замаскированной под межрелигиозный диалог миссионерской деятельности.
По мнению раввина: 1) нет мира между народами без мира между религиями: 2) нет мира между религиями без межрелигиозного диалога; 3) невозможен диалог между религиями без изучения истории их основания.
Однако при изучении работ, посвященных межрелигиозному диалогу, следует учитывать и тот факт, что зачастую по этому вопросу высказываются религиозные авторы, принадлежащие к организациям, признаваемым в ряде стран террористическими и экстремистскими. Как правило, такие личности используют межрелигиозный диалог для: 1) прикрытия своих реальных религиозно-политических целей; 2) повышения собственной популярности; 3) расширения пропагандистской деятельности.
- Какие есть на сегодняшний день наиболее успешные практики по межрелигиозному диалогу?
- Ряд международных организаций также уделяют внимание изучению проблем межрелигиозного диалога. Так, в 2008 г. была опубликована Берлинская декларация о межрелигиозном диалоге Европейского совета религиозных лидеров, в которой отмечается, что «некоторые самые насущные проблемы нашего времени – изменение климата, бедность, миграция, маргинализация женщин, дискриминация и терроризм – могут быть решены, только если мы соединим ресурсы, переходя через традиционные разделительные линии».
В декларации указывается: 1) религия пронизывает Европу; 2) межрелигиозный диалог подчёркивает наши сходства и наши различия; 3) межрелигиозный диалог должен содействовать соблюдению прав человека; 4) приглашение к диалогу открыто; 5) межрелигиозный диалог – это способ общения с другими верами, имеющий потенциал к преображению; 6) межрелигиозный диалог утверждает идентичность религиозных убеждений; 7) межрелигиозный диалог честно рассматривает ассиметричные соотношения силы; 8) способствует заинтересованности и участию в обществе; 9) межрелигиозный диалог ведёт к общему действию; 10) структуры межрелигиозного сотрудничества являются полезными в кризисные времена; 11) знание и доверие в любой традиции способствуют межрелигиозному пониманию; 12) религия занимает естественное место и в публичной сфере; 13) религиозные лидеры, верующие и власти разделяют ответственность за межрелигиозный диалог.
Также Советом Европы в 2008 г. был подготовлен и издан материал по межкультурному диалогу, органичной частью которого является межрелигиозный диалог. Для развития межкультурного диалога предлагается пять подходов: 1) демократическое управление (уважение прав человека и основных свобод, равенство возможностей); 2) демократическая гражданская идентичность и участие в общественной жизни; 3) изучение межкультурных компетенций (ценности демократии, особенности культур и их истории; исследовательская работа; семейное и школьное воспитание); 4) безопасные места для проведения межкультурного диалога; 5) поддержка диалога на международном уровне.
Буклет («интерактивный гайд») центра «SALTO» (Support and Advanced Learning & Training Opportunities) Совета Европы 2011 г., посвящён молодёжным проектам по межрелигиозному диалогу. В нём раскрывается определение диалога, его цели и пределы. Подчёркивается возможность участия в межрелигиозном диалоге верующих, неверующих и агностиков. Межрелигиозный диалог считается неизбежным, поскольку религия является неотъемлемой частью мира, люди так или иначе интересуются религией, и различные верования обогащают общество. Предлагается проводить ролевые игры между командами по определённым сценариям, в ходе которых участники учатся выявлять и разрешать межрелигиозные конфликты, понимать их причины и угрозу.
Европейской комиссией Европейского Союза по итогам конференции по межрелигиозному диалогу 2013 г. в Граце (Австрия) издана брошюра «Хорошие практики межрелигиозного диалога». В брошюре приводится опыт Германии, Австрии, Швейцарии, Франции и Италии. К примеру, проведение в синагоге Граца лекций о различных религиях (иудаизм, буддизм, христианство, ислам, бахаизм); создание «Дома молитв и изучения» для мусульман, христиан и иудеев в Берлине; образовательных мероприятий по межрелигиозному диалогу (интерактивные материалы, лекции, конференции, игры) для детей и подростков; приглашение представителей других общин на совместные мероприятия, религиозные праздники, вечера разговения и др.
Ильмира Гафиятуллина