Музыка, одежда и история – эти несколько слагаемых позволили жителям Альметьевска прикоснуться к многоликой культуре нашей полинациональной республики. Это стало возможным благодаря прошедшему этнофестивалю «Каракуз». Такое оригинальное название события было выбрано не случайно.
Бытует предание, что, когда враги полностью уничтожили Болгар, хан вместе со своей семьёй закрылся в каменной палате. Тогда завоеватели обложили здание бревнами и подожгли его. Палата сгорела дотла вместе с людьми. Каково же было удивление неприятеля, когда они увидели, что на руинах сгоревшего здания осталась совершенно невредимой дочь хана.
Вождь захватчиков был настолько поражён неземной красотой ханской дочери, что не смог отказать ей в просьбе освободить из плена двух её братьев, которые впоследствии основали новое татарское государство – Казанское ханство.
С того момента Каракуз олицетворяет собой храбрость и отвагу молодых девушек, готовых защищать родину с оружием в руках.
Вот и фестиваль, который длился 4 дня, познакомил жителей и гостей республики не только с богатой историей татарского народа, но и погрузил в многогранные обычаи и традиции тюркских народов и народов Поволжья.
Так, к примеру, на одной из площадок, прошли Karakuz Turkic Fest и Karakuz Folk Fest, познакомившие местных с ведущими этническими музыкальными коллективами Татарстана и России.
Ещё одним местом притяжения всеобщего внимания стала выставка музыкальных инструментов народов мира, расположенная в Общественном центре «Алмет».
Её коллекция представляет собой собирательный музыкальный образ народов мира и состоит из музыкальных инструментов больших и малых этнических групп, народов, проживающих в разных странах и на разных континентах, в том числе России, Европе, Китае, Японии, Малайзии, Индии, Индонезии, Австралии, Новой Зеландии, Южной Америке, Африке.
Уникальна коллекция тем, что в её составе самое большое в России систематизированное собрание общетюркских инструментов – здесь они представлены как музыкально‑инструментальные традиции этих народов.
Коллекция насчитывает более 100 единиц различных видов инструментов народов Тувы, Якутии, Башкирии, Татарстана, Бурятии, Удмуртии, Казахстана, Узбекистана, Адыгеи, Киргизии, Турции, Монголии, Азербайджана, а также уйгурские и кумыкские.
Многие из представленных в альбоме инструментов являются частью музыкального мира исламского Востока, Волжской Булгарии и более позднего исторического периода, вплоть до объединения отдельных этносов в составе Русского государства.
Некоторые инструменты из коллекции полностью исчезли из музыкального быта народов в силу ряда исторических причин, в связи с чем представляют большой интерес и возможности для их возрождения и популяризации. Уникальность коллекции и её историческая значимость заключаются также и в том, что время создания некоторых инструментов датируется концом XVII – началом XX века.
Этнический стиль в музыке, изобразительном искусстве, дизайне, архитектуре всегда интересен и не чужд обновлениям. В традициях мы черпаем вдохновение, отдаем дань уважения своим предкам. И преображаем его, делаем современным и актуальным. Тем самым сохраняем его. Ведь как развивается человек, так и развивается общество и народ.