Вчера в Иран из Казани отправилась экспедиция, организованная Академией наук РТ и Институтом языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова. Ученые посетят населенные пункты Нижний и Верхний Татар, расположенные в провинции Голестан на севере ИРИ. Там проживают туркменоязычные жители, часть которых связывает свое происхождение с татарами из Сибирского региона.
В состав экспедиции под руководством члена-корреспондента Академии Наук РТ Кима Мугаллимовича Миннуллина вошли шесть человек, среди которых специалисты по истории, этнографии, лингвистике, представители отдела внешних связей АН РТ.
В 2011 году село Нижний Татар посетил историк, переводчик группы, кандидат исторических наук Исмагил Гибадуллин. Его находка и статья «Затерявшийся след иранских татар»в том числе стали поводом для научного интереса исследователей и организации нынешней экспедиции.«В селе Нижний татар действует традиционная система махалли. Здесь проживает около двух тысяч человек, и действуют три мечети, - делится выводами поездки с читателями Islam-today.ru Исмагил Рустамович. - Эти мечети являются центром общественной жизни, а также местом проведения различных сельских собраний. Атмосфера мне очень напомнила татарскую мечеть. Все жители села являются соблюдающими мусульманами и придерживаются ханафитского мазхаба. На территории Нижнего Татара распространены два суфийских тариката – кадирийа и накшбандийа. Таким образом, здесь содержатся все элементы традиционной суннитской мусульманской общины, в том числе принадлежность к мазхабу, наличие тарикатов, а также соблюдение национальных традиций и адатов. Изучение этой модели будет плодотворным в том числе и для развития института татарской махалли, поскольку наши сельские общины во многом утратили механизма воспроизводства традиций махалли».
Карта татарских сел Ирана
Целью данной экспедиции является изучение этнографических и этнолингвистических реликтов тюрко-татарского присутствия в регионе. Примечательно, что подобные следы есть не только в Иране, но и на Среднем Востоке в целом. Как известно, самоназвание «татары» и татарская этническая идентичность является гораздо более широкой чем те рамки, в которые определена современная татарская нация. Эта идентичность охватывает все евразийское пространство, которое некогда осваивалось тюркскими и монгольскими племенами в составе державы Чингизидов. С тех пор сохранялись элементы тюрко-татарского присутствия.Таким образом, различные этнические общности, имевшие в самоназвании слово «татар» и общались на тюркском языке сохранились и присутствуют повсеместно в таких странах Ближнего и Среднего Востока, как Турция, Азербайджан, Сирия, Ирак, Иран, Пакистан и Афганистан, и даже Индия.
«С 2011 года я изучаю материалы топонимики Ирана и некоторых других сопредельных стран, по результатам чего было выявлено свыше десяти населенных пунктов, в названиях которых присутствует элемент «татар» (Татаробад, Татаркент и др.), которые расположены в восьми провинциях Ирана от Хузистана до Хорасана, что говорит об обширной географии расположения этих объектов, - рассказывает Исмагил Гибадуллин. - Также была изучена информация относительно присутствия татар в Афганистане, где имеются десятки сельских населенных пунктов, в которых проживает персоязычный этнос смешанного тюрко-монгольского происхождения, идентифицирующий себя именно как «татары». Кстати, их представитель даже приезжал в Татарстан для участия в заседании Всемирного конгресса татар.
Иранские татары
Кроме того была обнаружена общность татар, проживающая в районе Алеппо в Сирии, а также представители знаменитой фамилии Татар, проживающие в Пакистане и Индии. Последние генеалогически связаны с династией Бабура, который, как известно, был Чингизидом. Первоначально с Бабуром они пришли в Индию, а затем мухаджирами переселились в Пакистан, когда Индия и Пакистан стали независимыми государствами и решали свои территориальные споры, которые сопровождались обменом населением».
По мнению Исмагила Рустамовича, Татарстану необходимо налаживать связи с подобными общинами и в дальнейшем исследовать как другие населенные пункты Ирана, так и те страны с присутствием тюрко-татарских реликтов, о которых было упомянуто выше, чтобы они включались в многогранную мозаику евразийского пространства. Поскольку особенно важно, что сегодня Россия является флагманом процесса евразийской интеграции, корни которого лежат глубоко в истории. Предки татарского народа также участвовали в этом процессе, заложив основы современной евразийской интеграции. Ученый убежден, что изучение тюрко-татарских реликтов позволяет понять масштабность судьбы татарского народа, его тесную связь в евразийским пространством в целом. А татарская культура и татарская идентичность в целом является одним из ключевых компонентов выстраивания исторического обоснования необходимости и значимости процесса евразийской интеграции.
Islam-Today.ru
Фото из личного архива Исмагила Гибадуллина