Имам Матуриди
-
Как появилось понятие «Ахлю-с-Сунна валь-джама’aт»?
Как появилось понятие «Ахлю-с-Сунна валь-джама’aт»? Кто стал основоположниками ханафитско-матуридитского вероучения? На какие ветви разделился суннизм?
-
Что каждый мусульманин должен знать о великих имамах?
В вопросах вероубеждений у Ахлю-сунна есть великие имамы и учителя. Каждый из них следовал по пути саляфу салихин (праведных предшественников), защищая истину от всевозможных течений и философских мнений, аргументируя с помощью новых доказательств истинность и чистоту Исламской акиды.
-
Два основных элемента фикха в понимании имама Матуриди
Имам Матуриди дает следующее определение фикха: «Знание смысла какого-либо вопроса, являющегося доказательством для другого вопроса». Словосочетание «другого», означает: Какая-либо доказанная вещь, которая охватывает все вопросы. Также он приводит и другие определения фикха: «Понимание неочевидных вопросов, через очевидные вопросы» и «Понимание скрытых и закрытых вопросов, через ясные и открытые вопросы». В определении фикха, которое было сформулировано Матуриди, имеется два основных элемента:
-
Границы ответственности человека с точки зрения имама Матуриди
Прежде всего, Матуриди принимает действия и поступки людей за абсолютную истину с антологической точки зрения и пытается обосновать это мнение. Согласно ему, разум, чувства и Коран совершенно явно дают понять, что человек является хозяином своих поступков. Основываясь на этом, Аллах возложил на людей некие задачи и некую ответственность, а взамен приготовил награду и наказание. Чтобы работать и творить, человеку перед началом поступков и на время их совершения дана сила и мощь.
-
Как связаны между собой шариат и религия?
Еще одна особенность Матуриди в том, что он разделяет религию и шариат. На самом деле эта мысль впервые была высказана мурджиитами, чтобы обосновать разделение веры и деяний. Теологическое обоснование такого разделения можно встретить в книге «Китабу-ль ‘алим ва-ль мута’аллим», которая считается трудом Абу Ханифы. Согласно Абу Ханифе, религия едина, шариатов же было много, и они отличаются друг от друга. Другими словами, все пророки были последователями одной религии, то есть религии единобожия, поэтому ни одному пророку не было приказано оставить религию предыдущего пророка.
-
8 важнейших положений вероубеждения
Взгляды Матуриди на веру и большие грехи являются одними из самых пристально изучаемых взглядов в каламе. Вкратце эти взгляды выглядят следующим образом: 1) Большие грехи. Мусульманин, совершивший большой грех не выходит из религии и не впадает в неверие. Он до конца мирской жизни является истинно верующим. Однако, по причине совершенного греха, он является фасиком, то есть, грешным верующим.
-
Какова роль разума в познании Всевышнего?
При обосновании тем калама и решении проблем фикха Матуриди часто ссылался на разум, аргументацию, теории, свои исследования и решения по аналогии. Согласно ему, в изучении религии и получении религиозного знания есть два основных источника, один из которых это разум, а второй – предания (сами’) . Несмотря на то, что видно, как здесь он делит источники религиозного знания на две группы, в разделе «Способы получения знания», где эта тема проанализирована подробно, он утверждает, что объекты и ситуации, их истину можно познать с помощью чувств («иян»), преданий и разума (своего взгляда), тем самым деля источники знания на три группы
-
Являются ли предания источниками исламского знания?
Согласно Матуриди, предания могут содержать в себе ложь или быть полностью ложными. Поэтому, когда до кого-либо доводят некое предание, ему не следует говорить о его достоверности или ложности, до тех пор, пока он не будет точно знать, достоверно оно или же ложно. Так как предания являются источником многих знаний, которыми владеет человек, нет сомнений в том, что они являются источником знаний.
-
Роль чувств в получении исламского знания
Матуриди стал первым человеком, обсуждавшим такие важнейшие проблемы, рассматриваемые сегодня социологией знания, философией и религиозной философией, как сущность знания, возможности знания, способы получения знания, то, как появляется знание, суть религиозного знания, а также он выдвинул собственную теорию в исламской мысли. К тому же, взяв за основу эту теорию, он написал важные произведения сначала по каламу, а потом по фикху и тафсиру. Истоки этой теории Матуриди в чувствах, преданиях и разуме.
-
Религия-пророкам, власть-правителям. Часть 2
Если верующий скажет, что «несправедливость является справедливостью», это выведет его из религии: взгляды Матуриди по этому вопросу приведены в произведении Абу Исхака Ибрахима ибн Исмаила ас-Саффара аль-Бухари «Масаиль». Абу Исхак передает эти взгляды так, будто слышал их лично от него. Однако, Абу Исхак ас-Саффар аль-Бухари, ушедший из жизни в 534/1139-м году жил через 200 лет после Матуриди.
-
Имам Матуриди: религия-пророкам, власть-правителям
Отсутствие в «Китабу-т тавхид» Матуриди раздела об имамате вызывает очень важные вопросы. Матуриди не захотел писать этот раздел из-за неких политических страхов или непониманий между ним и правящей на тот момент властью, или же ему просто не хватило на это времени? Если же он написал этот раздел, то почему он не сохранился? В то время, как Матуриди высказал свое мнение по очень многим вопросам, очень странно, что в его произведениях и в литературе матуридитского учения не встречается достаточной информации по вопросу имамата/халифата.
-
Имам Матуриди и новое толкование Корана
Кроме того, что Матуриди был факихом и мутакаллимом, он, в то же время, были и муфассиром. В ходе истории много людей занимались толкованием Корана, из которых некоторые писали свои толкования, опираясь в основном на предания, поэтому такая традиция толкования называется «тафсирами риваят», в то время как другие писали свои толкования, опираясь на разум, поэтому такая традиция толкования называется «тафсирами дираят». Если говорить о Матуриди, принимая во внимание эти две традиции, то можно считать его первым представителем разумного толкования.
-
Имам Матуриди: ханафитский ученый и знаток фикха
Определение фикха Абу Ханифой, как «знания человеком того, что «за» и «против» него», дало ему очень широкий смысл. Такое определение охватывает вопросы веры, поклонения, этикета, взаимоотношений и все другие вопросы, которые регулируются религиозными предписаниями. Из-за смысла, который Абу Ханифа вкладывал в понятие фикха, он интересовался, как вопросами вероубеждения, так и вопросами непосредственно фикха. Матуриди один из немногих людей, кто смог стать специалистом в обоих областях, предлагаемых традицией Абу Ханифы, одна из которых это вероубеждение (основа религии), а вторая – фикх (отрасль религии).