Земля, где в мире и согласии живут представители разных вероисповеданий и культур (Фото)

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

Испокон веков и по сей день

Казань — столица Республики Татарстан, где в мире и согласии живут представители разных вероисповеданий и культур. Обратившись к старинным рукописям, можно обнаружить, что уникальная цивилизационная модель на берегах Волги существовала уже во второй трети XV века. На обломках Золотой Орды возникло мусульманское государство, ставшее наследником традиций Булгарского улуса — Казанское ханство. Его поразительной для Средневековья особенностью была религиозная терпимость.

Государственный строй ханства основывался на исламе ханафитского мазхаба, органично сочетавшего местные обычаи с мусульманским правом. Шариат сформировал правовую систему, а духовенство, особенно потомки Пророка ﷺ — сейиды, играло ключевую роль в управлении ханством.

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

Верховный сейид не только возглавлял государственный совет, но и пользовался беспрецедентным авторитетом, о чем свидетельствует дипломат Священной Римской империи Сигизмунд фон Герберштейн в «Записках о московитских делах» (Rerum Moscoviticarum Commentarii).

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

Как отмечает историк Булат Хамидуллин в работе «Функционирование ислама в Казанском ханстве», мусульмане составляли не менее половины населения, насчитывавшего около 500 тысяч человек. Наряду с доминирующим положением ислама, в государстве мирно сосуществовали различные конфессии.

В Казани действовала армянская церковь, а около половины населения — марийцы, мордва, чуваши и удмурты — сохраняли свои традиционные верования, свободно исповедуя языческие культы.

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

Распространение ислама среди языческих народов происходило преимущественно через культурный обмен и торговые связи, а не путем принуждения. Особую роль в пропаганде взаимоуважения и терпимости играли суфийские шейхи.

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

Татарские предания сохранили свидетельства о влиянии суфийского братства Ясавийа, чьи практики гармонично переплетались с канонами исламского искусства.

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

Произведения казанских поэтов, и прежде всего Кул Шарифа, пронизаны суфийской символикой и мистическими образами. Имя последнего верховного сейида, погибшего вместе с учениками при обороне города в 1552 году, сегодня увековечено в названии одной из главных достопримечательностей Казани.

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

Татарская знать, как и правители, исповедовала ислам. Об этом свидетельствует характерный для дипломатической культуры Казанского ханства летописный сюжет — клятва на Священном Коране. Поэт и дипломат-переводчик Мухаммадьяр много писал об истории ислама, о жизни пророков и халифов. Татары нередко совершали паломничество в Мекку. Известно, например, о поездке в Аравию казанской и крымской ханши Нур-Султан, ее родственников и приближенных, о чем она лично сообщала в письме великому князю московскому Ивану III.

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

Многообразие культур и верований постепенно сплачивало общество, но в середине XVI века этот естественный ход истории был нарушен войной. Тем не менее, единство поддерживалось богатой традицией исламского просвещения, общей системой образования и широким слоем ученых. В ханстве процветали делопроизводство (о чем свидетельствуют дипломатические переписки), юриспруденция, историография, литература, декоративное искусство и архитектура. В своих «Записках» барон фон Герберштейн писал, что «эти татары превосходят образованностью многие иные народы».

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

Культурная жизнь Казанского ханства была необычайно насыщенной. Уникальное государство сумело гармонично соединить исламскую идентичность с традициями веротерпимости, унаследованными от Золотой Орды, а также впитало в себя элементы крымской, ногайской и среднеазиатской культур.

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

Этот синтез не только укреплял общество, но и создавал уникальную среду для диалога традиций. Казанское ханство стало ярким примером того, как исламская цивилизация может органично развиваться в условиях культурного и религиозного многообразия.

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

Динар Зигангиров

Социальные комментарии Cackle