Минареты периода классицизма в Казани: мечеть Бишбалта, мечеть Барудия, мечеть Иске Таш, мечеть №11 в Новотатарской слободе (рис. Ф.Бикмухамедовой), Голубая мечеть
Мечеть невозможно представить без минарета, являющегося важным элементом ее внешнего облика. Это высокие и стройные башни, часто украшенные кладкой, резьбой, керамикой или ажурными балконами. В переводе с арабского языка слово «минарет» («манара») означает «маяк», и его первоначальная функция – призывать верующих на молитву. Муадзин поднимался на эту башню (причем, чем выше был минарет, тем дальше слышался азан), и произносил с нее призыв на молитву - азан.
Сегодня для воспроизведения азана используется специальная аппаратура, и минареты утратили свою первоначальную функцию, однако, они продолжают оставаться неотъемлемой частью облика мечетей.
Минареты также являются характерной архитектурной особенностью татарских мечетей. Татарские минареты обладают своим уникальным стилем, в которых сочетаются как традиционные исламские приемы, так и национальные архитектурные традиции. Их облик представляет собой важный элемент культурного наследия татарского народа.
Малый минарет – это архитектурный памятник 14 века в Болгаре. Эксперты отмечают, что круглая форма минарета – это изобретение булгар, поскольку такая форма нигде больше не встречалась в исламском мире. К слову, минарет мечети «Камиль», которая была открыта в прошлую пятницу, является точной копией Малого минарета в Болгаре. (Фото: Ислам-тудей).
История казанских мечетей отсчитывает уже второе тысячелетие. Здания татарских мечетей необычайно своеобразны; подобных им нельзя больше встретить нигде, кроме как в местах исторического расселения татар.
Минарет мечети «Камиль» в поселке Мирный в Казани - точная копия Малого минарета в Болгаре (Фото: Ислам-тудей).
Разнообразие архитектурных стилей, особенностей оформления дореволюционных мечетей имеет историческую основу. В исламском культовом зодчестве Нового времени выделяются несколько этапов. Со времени официального разрешения легального существования мусульманских богослужебных зданий в Поволжье и Сибири и до 1828 года включительно, правительство не обращало внимания на внешний облик мечетей.
В этот период в сфере каменного монументального зодчества проявилось сотрудничество русских архитекторов и татарских предпринимателей. Второй этап (1829-1862) характеризовался принуждением возводить мечети по «образцовым чертежам». На третьем этапе, совпавшем с отменой каких-либо архитектурных ограничений в гражданском строительстве, мусульмане получили полную свободу действий». Строительство каменных мечетей в Новое время связано с приездом в губернскую столицу императрицы Екатерины II в 1767 году. С её разрешения в городе появляются два первых мусульманских храма, известных под современными названиями «мечеть Марджани» и «Апанаевская мечеть».
Мечеть Марджани (1767-1770) имеет трёхъярусный минарет. По своему строению она полностью повторяет деревянную татарскую мечеть.Фото: Ислам-тудей
Архитектурный стиль мечети Нурулла (1776–1849), спроектированный А.К. Ломаном, отражает сочетание традиционного исламского дизайна и местных татарских и русских влияний, что проявляется в ее поразительном минарете и богато украшенном здании. В этом проекте минарет впервые был построен над входом. Это была первая купольная мечеть, прежде минарет всегда располагался на двускатной крыше. Фото: Ислам-тудей.
Апанаевская мечеть (1768-1770) по композиции построена также, как мечеть Марджани, минарет располагается на крыше.Фото: Ислам-тудей.
Высота минарета Азимовской мечети (1887-1890) составляет 51 метра. Фото: Ислам-тудей
В XVIII веке татарские мечети отличаются однотипностью и приблизительно одинаковыми размерами и высотой мечетей. Это связано с законодательными ограничениями, отражавших курс правительства на борьбу с идеологией ислама, сильно повлиявших на масштабы и архитектуру татарских мечетей.
Галиевская мечеть (1798–1801). Композиция мечети производила впечатление устойчивой пирамидальности, благодаря подчеркнуто сходящимся к центральной оси линиям свесов крыши, скатов фронтона. Усиливала это впечатление и легкая пирамидальность минарета, придававшая ему статичность характерную для монументальных каменных башен. Реконструкция Н.Халита по рисунку В.Турина
Мечеть Иске Таш (1802). Отличается особой лаконичностью форм, прекрасными пропорциями фасада и силуэта, сочетавшимся с необыкновенным изяществом в решении отдельных элементов декора. Несмотря на стилевые черты русского классицизма конца ХIII века, мечети присущи черты, сближающие ее с монументальными памятниками Булгарии XIII-XIV вв.: статичность композиции, контрастное противопоставление стройного цилиндрического минарета массивному прямоугольному объему, лаконичность декора. Минарет напоминает памятники Болгара и Касимова. В то же время классические «одежды» этой мечети придали ей вполне современный вид. Мечеть Иске Таш – единственный памятник начала XIX века в Казани, сохранивший свой минарет и не подвергавшийся варварским искажениям и разрушениям. Фото: Ислам-тудей.
Голубая мечеть имеет трехъярусный минарет. Композиция мечети производила впечатление устойчивой пирамидальности, благодаря подчеркнуто сходящимся к. центральной оси линиям свесов крыши, скатов фронтона. Усиливала это впечатление и легкая пирамидальность минарета, придававшая ему статичность характерную для монументальных каменных башен.1911 год. Фото: Ислам-тудей.
В архитектуре есть даже такой термин как «татарский деревянный минарет». Этот элемент мечети дошел до наших дней практически в первозданном виде. Такой минарет характерен большинству деревянных мечетей, в том числе построенным в постсоветское время, и встречается только в Волго-Уральском районе.
Эта конструкция представляет собой восьмигранник с шатровым завершением (острой крышей), высота которой может быть даже больше основной части минарета. Также на каждой из восьми сторон вставлялись окна, а помимо основного карниза имелись еще 1-2 дополнительные, несущих чисто декоративную функцию.
У таких минаретов за редким исключением имелся открытый шерефе (круговой балкон, с которой муэдзин призывает к молитве), в основном же башня была полностью крытой во избежание попадания осадков внутрь и гниения древесины. Металлическое шатровое завершение и карнизы красились в основном в зеленый цвет, а сам минарет мог быть желтым, синим или зеленым.
Стоит отметить, что с точки зрения конструкции это было непросто, потому что ширина самого сруба и высота минарета составляют 1 к 7. На такой высоте возникают огромные ветровые нагрузки, поэтому нагрузка минарета и ветров снижается за счет конструкции. Такой минарет является уникальным изобретением наших предков.
Минареты современных мечетей сочетают традиционные элементы с новыми архитектурными решениями.
Мечеть Алтан. Фото: Ислам-тудей.
Мечеть «Әниләр» в Аксубаевском районе. Фото: ДУМ РТ, Ильнур Мифтахов
Мечеть Аметьево. Фото: Ислам-тудей.
Мечеть Ирек. Фото: Ислам-тудей.
Мечеть Рамазан. Фото: Ислам-тудей.
Самир Гимадов