Улицы Старо-Татарской слободы Казани наполнены глубочайшей историей. Здесь расположено большинство исторических мечетей города. Одна из них – Апанаевская находится в тихом уголке на Купеческой улице (по старому, а ныне Каюма Насыри). Сегодня старинная мечеть отметила свое 255-летие.
Апанаевская мечеть была возведена в 1768-1769 гг. на средства купца Якуба Султангалеева – одного из крупнейших предпринимателей XVIII в., первого городского главы Татарской ратуши Казани. Якуб Султангалеев не только пожертвовал огромную сумму на строительство, но и сам лично вместе с женой работал на стройплощадке. Интересно, что Апанаевская мечеть была построена одновременно с мечетью первого прихода (мечеть Аль-Марджани).
Апанаевская мечеть. Начало 1920 гг. Фотография Сперанский Б.А.
Разрешение на строительство мечетей в свое время дала сама царица российская Екатерина II. Желая добиться покорности татар и других мусульманских народов «добрым обхождением», царица решила принять во внимание национально-религиозные интересы мусульман Поволжья и смилостивилась над ними, разрешив возводить религиозные сооружения.
Узнать интересные факты о Байской мечети в Казани и посмотреть, как выглядит мечеть внутри вы сможете здесь
Апанаевская мечеть. 1911 г.
Эта мечеть впоследствии стала называться Апанаевской в честь династии купцов Апанаевых, содержавших её. Отсюда и второе название – Байская: прихожане мечети были состоятельными людьми.
Изначально мечеть была однозальной, с восьмигранным минаретом. В 1872 к мечети сделан двухэтажный пристрой с северной стороны здания.
Апанаевская мечеть до 1880 г. Локке Г.Ф.
На территории Апанаевской мечети действовало медресе, которое стало первым каменным медресе после взятия Казанского ханства. Медресе Апанаевское («Приозерное», «Касимия») – одно из старейших и престижных учебных заведений Казани.
Становление Апанаевского медресе восходит к 70-м гг. XVIII в..
Апанаевское медресе, как и другие религиозные образовательные учреждения, было закрыто в 1918 году после Октябрьской революции. Стараниями прихода Апанаевской мечети и государственных органов Республики Татарстан в 2010 году здание медресе было возвращено мусульманской общине.
В Апанаевском медресе в разные годы учились выдающийся татарский писатель Гаяз Гилязетдинович Исхаки, известный ученый-богослов Муса Яруллович Бигиев, депутат II и III Государственных дум Садретдин Низамутдинович Максуди, писатели З. Бигиев, Г. Камал и др.
Сегодня в честь 255-летия мечети в стенах Апанаевского медресе состоялась научная конференция, на которой были представлены доклады о прошлом и настоящем мечети и медресе, а также о ее важном историческом наследии.
В мероприятии приняли участие высокопоставленные руководители, религиозные деятели, ученые, историки, преподаватели, меценаты, а также прихожане мечети. Среди почетных гостей – заместитель муфтия РТ по работе с территориями (мухтасибатами), имам-хатыйб мечети «Аль-Марджани» Равиль хазрат Зуферов, главный казый Татарстана Джалиль хазрат Фазлыев, исполнительный директор Фонда поддержки развития культуры при Раисе РТ Нурия Хашимова, директор Института истории имени Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан Радик Салихов, заместитель руководителя Всемирного конгресса татар Ирек Шарипов, а также деятели науки, таких как Индус Тагиров, Энгель Тагиров и Мингол Галиев и др.
10 интересных фактов о Байской мечети в Казани (Фото)
Имам-хатыйбом Апанаевской мечети много лет трудится Нияз хазрат Сабиров. «Мечеть является историческим символом мусульман. Медресе, относящееся к этой мечети, считается первым учебным заведением, где обучались выдающиеся татарские богословы и ученые», – отметил он, выступая на торжественном мероприятии.
Имам-хатыйб мечети Аль-Марджани Равиль хазрат Зуферов передал слова приветствия участникам мероприятия от имени муфтия Татарстана Камиля хазрата Самигуллина. Он подчеркнул, что изучение исторического и богословского наследия, труд наставников, ученых и имамов – из великих благих деяний, которые связывают прошлое с будущим.
По его словам, они сумели донести ценности ислама до сегодняшнего дня, о чем свидетельствует масштабная и плодотворная деятельность Апанаевской мечети и медресе. Сегодня же ощущается большая потребность передачи духовного наследия наших предков подрастающему поколению.
Главный казый Татарстана Джалиль хазрат Фазлыев отметил важность сохранения своей истории и религиозных деятелей, которые внесли свой вклад в развитие ислама. Он рассказал, что после падения Казанского ханства, как только появилось разрешение исповедовать ислам, в Казани были построены мечети «Аль-Марджани», «Апанаевская», также в деревнях Ташкичу и Береске – несмотря на трудности и притеснения наши предки смогли сохранить религию и пронести ислам через столетия.
«В Апанаевскую мечеть вложен труд многих: от меценатов до религиозных деятелей. В возрождение и восстановление мечети большой вклад внес покойный Валиулла хазрат Якупов, памяти которого на базе мечети ежегодно проходят различные мероприятия. А сегодня имам-хатыйб мечети Нияз хазрат Сабиров и Ахмад хазрат Сабиров достойно продолжают работу, начатую Валиуллой хазратом», – отметил он.
Валиулла хазрат Якупов был первым имамом возвращенной и вновь отстроенной Апанаевской мечети. Он являлся известным религиозным и общественным деятелем, создателем издательства «Иман». Нияз хазрат Сабиров продолжил работу, начатую Валиуллой хазратом.
«Изучение мечетей и истории медресе играет важную роль для нас, поскольку в этих зданиях трудились великие богословы, преданные своему народу. Их усердие и труды оставили великое наследие, помогая нашему татарскому народу оставаться на правильном пути и не забывать свою веру. Сегодняшнее мероприятие направлено на то, чтобы помнить и продолжать это наследие, обеспечивая правильное развитие для нас самих и наших детей, будущего поколения», – подчеркнул Нияз хазрат Сабиров.
Валиулла Якупов: борец с представителями радикальных взглядов
Префект территории префектуры «Старый город» исполкома г. Казани Айрат Фаизов упомянул саммит БРИКС, который накануне завершился в Казани и отметил, что гости форума посетили улицу Каюма Насыри, Марджани, Набережную озера Кабан. И их слова перекликаются со словами абсолютно всех туристов и жителей города Казань.
«Те места, которые расположены здесь, наполненные глубочайшей историей, они действительно подчеркивают ту значимость татарского народа, то действо татарского народа, который внес большой вклад в развитие нашего государства. И в этой связи 255-летие Апанаевской мечети, деятельность медресе – это, конечно, большое дело», – сказал он.
В рамках празднования юбилея мечети прошла презентация книги «Апанай мәчете: дин һәм милләт өчен хезмәт» и открытие мусульманской библиотеки. Здесь представлены более 1000 книг издательства «Иман», а также современная мусульманская литература, периодика и издания таких мусульманских газет, как «Дин вә мәгыйшәт», «Умма», «Мөселманнар».
Библиотека оснащена сенсорными лампами для удобного чтения и камином. На стенах библиотеки — цитаты писателя Алексея Толстого и философа Ибн Гараби.
Рядом с библиотекой расположена обновленная комната муаллимов (учителей, наставников), где представлены уникальные экспонаты и исторические записи медресе, включая дневники и расписание дореволюционного медресе, фотографии учеников и устазов, а также фрагменты старинной печки.
В Апанаевском медресе обучается около сотни человек разного возраста. В мечети для прихожан проводятся мастер-классы по вышивке, вязанию и татарским народным промыслам. Сегодня абыстаи-прихожанки мечети выступили с мунаджатами и показали свои ручные работы.
Преподавателей и сотрудников мечети за заслуги и вклад в образование и развитие мусульманской уммы отметили Почетными грамотами и благодарственными письмами.
Он жил и трудился во благо религии: в Казани почтили память Валиуллы хазрата Якупова
Все фото в публикации: Ислам-тудей