В предыдущих статьях мы много писали о таком самобытном явлении как татарский шамаиль. Это искусство трудно представить без каллиграфа, который возродил и вывел его на новый уровень и посвятил ему более 30 лет. Это – Наджип Наккаш.
Наджип Наккаш – ученик мастера шамаилей Баки Урманче. Наккаш – псевдоним художника, с арабского который означает «камнерез, тот, кто пишет на камнях».
Шамаиль-плакат из серии "Великие личности татарской нации": "Полагаюсь на Обладателя могущества". 2022. В круге - тугра выдающегося художника Баки Урманче. По окружности - стихотворная молитва Баки Урманче.
Наджип Наккаш – каллиграф-ученый, погрузившийся в тему основательно и который специализировался на текстологии, исследованиях татарской средневековой светской и религиозной прозы, занимался подготовкой древних литературных текстов и рукописей к изданию.
Татарский шамаиль: божественный свет и мечты о Рае (Фото)
Автор получил известность в 90-е годы, когда его работы начали публиковаться в журнале "Мирас". Можно сказать, что Наджип абый буквально возродил такие виды татарского искусства, как шамаиль, тугра (семейный герб и знак) и шежере (родословная в виде дерева), которые были забыты в атеистическое советское время.
Шамаиль "Бисмилля". 2019. В центр: "Во имя Аллаха Всемилостивого и Милосердного". Справа аят из Корана (10:85).
«После горбачевской перестройки у нас появилась возможность вернуться к исламу и татарской древней культуре. И с тех пор я пропагандирую Коран, хадисы о морали, а вдохновляет меня на работу поэзия. Татарские поэты-суфии, но в первую очередь Тукай. У него в произведениях я обнаружил пересказанные в рифме хадисы, которые теперь переношу в своей каллиграфии. Я хочу все это показать народу, так как многие, к сожалению, до сих пор не знают ни творчество Тукая, ни сами хадисы», – рассказывает сам каллиграф.
«Душеспасительные таблицы»: многогранный и яркий феномен татарского шамаиля
Шамаилям каллиграфа свойственна симметричность, яркие цвета, выразительность и строгая выдержанность. Они прекрасно дополняются татарскими национальными элементами и орнаментами, что вносит аутентичность в произведения традиционного исламского искусства. Это и отличает его от других каллиграфов. Им выполнено более 2000 семейных тугра.
Шамаиль-плакат: "Великий татарский просветитель Ризаэтдин Фахретдин". 2018. В центре - тугра Р.Фахретдина. Вокруг тугры: "Религия. Наука. Образование. Язык. Благовоспитанность. Нравственность".
Наккаш работает в графическом варианте на бумаге и в традиционном стиле масляной живописи по стеклу или зеркалу, с использованием лака, золотой и серебряной фольги. Тексты шамаилей – это аяты из Корана, хадисы пророка Мухаммада ﷺ, философско-назидательные изречения, стихи, цитаты, пословицы.
Некоторые труды каллиграфа посвящены истории татарского народа, памятным датам и крупным литературным деятелям, например, Кул Гали, Мухамедьяр, Ш. Марджани, Г. Тукай, М. Джалиль.
Семейная тугра раиса РТ Рустама Минниханова. Справа от тугры пожелание: "Да сопутствует им удача и успехи".
Всем известные часы на улице Баумана в городе Казани, их циферблат, выполнен Наккашем. Мозаичные пано мечети Нижнекамска, Лениногорска, Шингальчи, Марджани выполнены по его эскизам. За цикл шамаилей и дизайн мечети Ярдэм в 2016 году Наккаш был удостоен Государственной премии Республики Татарстан имени Г. Тукая.
Как отмечает сам художник, главная особенность его работ в том, что Наккаш обильно употребляет стихотворные строки на татарском языке, начиная от поэта Кул Гали до поэтов наших дней, отрывки из Корана и хадисы Пророка ﷺ, созвучные этим стихам.