Арабская каллиграфия – традиционное мусульманское искусство, неразрывно связанное с написанием текстов Священного Корана. Сегодня древнее искусство ислама приобретает новый виток развития.
В Российском исламском институте занимаются возрождением татарской каллиграфии, здесь с 2010 года функционирует Центр арабской каллиграфии «AN-NAMIR», к слову, такого рода центр единственный в Татарстане. Его талантливые ученики посвящают свою жизнь искусству каллиграфии.
Накануне в стенах РИИ открылась выставка работ казанской школы каллиграфии, а именно одного из самых авторитетных хаттатов Татарстана классической школы арабской каллиграфии, основателя и руководителя Центра арабской каллиграфии при РИИ «AN-NAMIR» Рамиля Насыбуллова и выпускника центра – каллиграфа, автора рукописного Корана Артура Писаренко и дизайнера Расула Гайнанова. Всего было представлено 12 уникальных работ.
Выступая на открытии выставки, ректор Российского исламского института и Казанского исламского университета Рафик Мухаметшин отметил, что сегодня возрождение татарской мусульманской каллиграфии идет бурными темпами, но в этом направлении существует непрофессиональный подход, и каллиграфы, которые «просто рисуют красиво».
«Что касается Рамиля хазрата – здесь другое. Хазрат имеет очень хорошее классическое образование, так называемую иджазу. Хороший устаз (учитель – прим.), он передает свои знания через документы иджаза, и поэтому, естественно, здесь работа она профессиональная, это очень важно», – рассказал Рафик хазрат.
Имя Артура Писаренко известно многим как хаттата, который в эти дни готовит рукописный Коран. Автор рукописного мусхафа Корана опирается на 11 источников именно по этой направленности и большое количество других мусхафов и печатей Коранов. Специалисты считают, что данный рукописный Коран станет произведением каллиграфического искусства и первым шагом к возрождению утраченных татарских традиций в исламской науке Ильм аль-Хатт.
К тому же, Писаренко является обладателем редкой для России иджазы (диплома, дающего право преподавать - прим.) по исламской науке «аль-Хатт».
На выставке представлены его работы совместно с дизайнером Расулом Гайнановым в виде открыток. Они приурочены к мусульманским праздникам Курбан-байрам, месяцам Раджаб, Шабан, Рамадан, ночи Предопределения, ночи Бараат, Исра и Мирадж.
Рассказывая о своих работах, Писаренко отметил, что они выполнены в стиле насх и руку. По словам каллиграфа, во время их создания, он опирался на классические каноны, но вводил новые элементы, тем самым модернизируя классику.
По словам Артура Писаренко, эта выставка важна с точки зрения популяризации настоящего татарского искусства, прервавшегося в XVI веке. Он рассказал, что сегодня возрождается именно классическая форма татарской каллиграфии, классическая форма орнаментации, которая использовалась у татар.
Каллиграф заметил, что многие сегодня уделяют основное внимание татарским шамаилям, «к которым очень много вопросов», а исконные традиционно-классические исламские искусства, к сожалению, отодвигаются на задний план. Такая выставка, по словам автора, – отличная возможность возродить забытое искусство.
Дизайнер Расул Гайнанов поделился, что центральное место в работах отведено именно каллиграфии, в этом и есть ценность выставки, а яркие цвета, лаконичность и некоторые детали – отголоски современных открыток.
Рамиль Насыбуллов представил свои работы. Среди них – 5 восстановленных тамга (печатей) татарских ханов и других правителей средневековых тюркских государств.
Рамиль Насыбуллов известен широкой общественности как автор множества профессионально выполненных тугра – персональных знаков, так называемых личных печатей правителя. Он писал тугру Владимиру Путину, Дмитрию Медведеву. По словам Рафика Мухаметшина, его туграми заинтересовалась королевская семья в Объединенных Арабских Эмиратах, и недавно он сделал для них три тугры.
На выставке представлены тугры татарских ханов, Казанского ханства, Золотой Орды, которые восстановил Рамиль хазрат.
«Каллиграфия – это не просто рисование, а каноническая наука. Ни один год может потребоваться, чтобы овладеть поистине непростым искусством арабской каллиграфии. На курсы приходят много людей, но остаются и становятся мастерами лишь единицы», – рассказал Рамиль хазрат.
По окончании обучения, каллиграфам выдается сертификат, указывающий на то, что они овладели мастерством – иджазой, без которой, по словам Насыбуллова, каллиграф не может считаться каллиграфом.
Мастер рассказал о канонах татарской каллиграфии, показал инструменты, которыми создается каллиграфия и провел персональный мастер-класс.
Все фото: Ислам-тудей
Ясмин Нуриева