Вопрос: Требуется ли восполнение намазов, совершенных за спиной всех имамов исламского мира, кроме представителей мазхаба Ахл-и Суннат ва’л-Джамаат?
Ответ: Камаль Ибну’л-Хумам в произведении «Фатхул’л Кадир» написал: «Совершать намаз, стоя за развратником (фасик), является деянием макрух. Потому что в людях может проснуться ненависть по отношению к нему, а это нарушит омовение».
В сочинении «Ад-Дирайа» отмечено: «Совершать намаз за фасик имамом, за исключением пятничного намаза, не положено».
Человек, совершивший намаз, стоя за фасиком или еретиком, получит саваб (вознаграждение), как за совершение намаза с джамаатом. Но не получит вознаграждение как за совершение намаза за благочестивым имамом.
Как в «Фатхул’л Кадир», так и в других трудах по фикху, приведены несколько мнений относительно совершения намаза, стоя за ахл-и бидгат (еретик). Камаль Ибну’л-Хумам делает вывод: «Дозволено совершать намаз, стоя за имамом-мусульманином, богохульство которого не преувеличено до степени осуждения». Несомненно, это является макрухом. Но совершение намаза, стоя за отрицающим заступничество, могильные страдания и ангелов-писцов деяний человеческих запрещено. Потому что он кафир (неверующий), так как эти вести унаследованы от самого Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!).
Тот, кто скажет, что кроме величества и могущества Аллаха не видно ничего, является новичком (то есть отвергшим Сунну) или ахл-и бидгат – еретиком.
Также не положено совершать намаз за спиной того, кто отрицает месх поверх кожаной обуви.
Тот, кто говорит, что Аллах – это имя, является ахл-и бидгат (еретиком). А если он скажет, что Аллах имеет тело, как и другие Его творения, будет неверующим (кафир).
Человек, отвергший Мирадж и все события, произошедшие до Байт-иль Макдиса, является кафиром. А если он отрицает лишь мирадж – ахл-и бидгат (еретик).
В предании имама Абу Ханифы (да смилостивится над ним Аллах) говорится, что не допускается совершение намаза, стоя за последователем своих страстей.
Совершение намаза за спиной процентщика – макрух.
На вопрос, что достойнее: совершение намаза, стоя за спиной ахл-и бидгата (еретик) и тех, за чьей спиной совершение намаза является деянием макрух, или же в одиночку, ответил автор «Аль-Бахру’р Рāик»а Ибн Нуджейрр (умер в 970 году): «Намного достойнее в намазе стоять за спиной у этих людей, чем совершать намаз в одиночку».
Бадреддин аль-Айнӣ сказал: «Намного достойнее совершение намаза не в одиночку, а стоя за спиной у ахл-и бидгат (еретика), ересь которого не достигла степени богохульства или по его убеждению в период времени пока не осуществится нечто, что может нарушить намаз имама, за спиной развратника (фасика) и распущенного (фаджир). Для совершения намаза с джамаатом, если не имеется иного имама, нет ничего отвратительного в том, чтобы встать за ними. Это не противоречит вознаграждению. Это подтвердил Алляма Нух.
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.