Началом возрождения халяль-индустрии[1], представленной в дореволюционной России весьма широко, можно считать 1990 год, когда в городах и селах Дагестана возникли первые мясные лавки, где продавалось мясо умерщвленных в соответствии с нормами шариата животных, и частные кафе, где можно было отведать блюда из их мяса. По мере роста спроса на халяльные продукты, такого рода бизнес стал возникать и в других регионах. Несмотря на относительно высокую цену халяльного мяса, оно пользовалось стабильным спросом не только у мусульман, и у представителей других религий, так как отличалось повышенным качеством. Впрочем, в случае отсутствия халяльных продуктов соблюдающие мусульмане охотно пользовались услугами магазинов кошерной пищи, сеть которых сформировалась значительно быстрей.
Сейчас к специализированным кафе и ресторанам халяльной пищи добавились «шариатские» супермаркеты – например, московский «Апельсин», в которых вся продукция имела сертификат халяльности. На многих мясокомбинатах и кондитерских фабриках были запущены специальные линии халяльной продукции[i], причем некоторые производства, первым из которых стал татарстанский «Заинский крекер», полностью перешли на стандарты халяля[ii].
В парфюмерных магазинах стал доступен большой ассортимент восточных благовоний и духов, сделанных без использования спиртов[iii]. В октябре 2006 года фирма ООО «Компания «Жинераль» представила несколько косметических и парфюмерных средств, маркированных как халяль[iv].
В феврале 2007 года под названием «ООО «Нур» был зарегистрирован Центр стандартизации и сертификации продукции «халяль», одним из инициаторов создания которого выступил Совет муфтиев России[v]. Вообще же благодаря своим инициативам в этой сфере муфтий Равиль Гайнутдин получил возможность зарабатывать деньги на маркировке халяльной продукции, обязав ее производителей делать благотворительные взносы в свою пользу[vi].
В 2007 году начались переговоры о введение халяльного меню в некоторых поездах, однако проведенные среди их пассажиров опросы показали малую заинтересованность в таком питании[vii].
С середины первого десятилетия нового века появился спрос на «шариатский» отдых. Первопроходцем этого направления стал фонд и одноименная туристическая фирма «Идель-Хадж», учрежденная ДУМ Республики Татарстан и страховой компанией "НАСКО Татарстан". Помимо традиционных хаджа и малого паломничества – умры, данная структура предлагает мусульманам отдых в специально оборудованных для мусульман отелях Турции – с раздельными пляжами для мужчин и женщин и отсутствием спиртных напитков[viii].
Значительный прорыв был достигнут в сфере медицинских услуг, ранее ограничившейся только кабинетами для сунната – обрезания. В 2002 году в Татарстане была создана Ассоциация табибов – мусульманских врачей, призванная с исламских позиций бороться с распространением алкоголизма, наркомании и курения[ix]. Усилиями правозащитной ассоциации «Хак-Справедливость» осенью 2005 года в Москве открылись мусульманский родильный дом и семейный стоматологический центр, работающие в соответствии с требованиями шариата[x]. Впрочем, доходило и до курьезов – так, в 2006 году в Москве начал работу Центр пророческой медицины, специалисты которого обещали вылечить большинство известных болезней кровопусканием и черным тмином. Инициаторами создания Центра выступили представители салафитского крыла «русских мусульман», некоторые из которых действительно имели большой опыт в кровопускании[xi].
В крупных городах стали открываться бутики мусульманской одежды, один из которых даже открыл специализированный сайт «Аль-Баракят» [xii]. С осени 2006 года фирма "Hayat" выпустила к началу учебного года мусульманскую школьную форму для девочек. Костюмы "Лицей" (блуза и юбка), "Гимназия" (сарафан на молнии и брюки) и "Юниор" (джинсовые жакет и юбка-шестиклинка) предназначены для мусульманок, учащихся в школах, институтах и гимназиях[xiii].
Впрочем, особым спросом бутики исламской одежды, родильные дома и стоматологические кабинеты не пользовались – многие из подобного рода учреждений быстро закрылись, либо переориентировались на более широкую аудиторию[xiv].
Главным проводником исламского взгляда на финансовую сферу в России стал «Бадр-Форте Банк», именовавшийся также «Первым исламским банком». Председатель Совет директоров этого банка Адалет Джабиев озвучивал грандиозные планы продвижения исламской банковской системы на российский рынок и даже начал реализовывать некоторые проекты [xv]. В 2006 году «Бадр-Форте Банк» и потребительское общество «Мэнзил» разработали схему мусульманской ипотеки, при которой стало возможно приобретать квартиры в кредит сообразно нормам шариата [xvi]. Развиться эта инициатива не успела - 4 декабря 2006 года приказом Банка России у «Бадр-Форте Банка» была отозвана лицензия на осуществление банковских операций как нарушителя закона «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма» [xvii].
Другим вкладом ислама в финансовую систему России стала хавала (от араб. «перевод») – система быстрого перевода денег между странами, чья эффективность достигается благодаря высокому доверию между ее организаторами и клиентами. Центром хавалы исторически является Дубай, где действуют сотни валютообменных домов, которые и организуют основную долю крупных сделок по каналам хавалы. Главными пользователями хавалы в России являются мусльмане-иммигранты, пересылающие таким образом заработанные деньги семьям [xviii]. Впрочем, российскими властями подобные операции считаются незаконными – так, в июне 2007 года Прокуратура Москвы закончила расследование уголовных дел о незаконной банковской деятельности и выдвинула обвинение гражданам Афганистана Ахмаду Шабиру Афшару, Худайдаду Хамаюну и гражданину России Фуаду Мамедову. При этом было отмечено, что услугами хавалы очень удобно пользоваться криминалитету и террористам, так прохождение средств в ней практически невозможно отследить [xix].
[1] Под халяль-индустрией здесь понимает весь комплекс услуг и сервисов, которые направлены на удовлетворение потребностей верующих мусульман
[i] Налбандян Л. Ислам-сити // Труд, 30 сентября 2006
[ii] Сообщение ИА «Интерфакс-Религия» от 3 августа 2007
[iii] Материалы портала «Ислам.ру»
[iv] Сообщение сайта муслимпресс от 30 октября 2006
[v] Сообщение сайта исламньюз от 29 мая 2007
[vi] Положение о порядке производства, торговли, осуществления контроля над производством и торговлей продуктами, разрешенными к употреблению в пищу мусульманам – «Халяль», М., 2004, стр 2
[vii] Сообщение сайта исламньюз от 23 марта 2007
[viii] Материалы сайта е-ислам.ру
[ix] Табиба вызывали? // Вечерняя Казань, 16 апреля 2002
[x] Сообщение Регнум от 29 июля 2005; Рывчина Ю. Акушерам вход воспрещен! // НГ-Религии, 10 августа 2005
[xi] Сообщение сайта джамаат.ру от 2 марта 2006
[xii] За ортодоксальный быт // Коммерсант-Деньги, 22 августа 2005; сообщение портала «Ислам.ру» www.islam.ru от 6 марта 2006
[xiii] Сообщение портала «Ислам.ру» от 4 сентября 2006
[xiv] Сообщение портала «Ислам.ру» 20 мая 2006
[xv] Панюшкин В. Халяльные деньги // Бизнес, 14 января 2005
[xvi] Сообщение ИА «Благовест-инфо» от 17 ноября 2005
[xvii] Воробьев О. Вернут ли лицензию «Бадр-форте Банку? // Россiя, 14 декабря 2006
[xviii] Леонов А. Хавала Аллаху! // Компания, 28 ноября 2005
[xix] Карачева Е. Афшарная зона // Время новостей, 29 июня 2007
По материалам книги
Атлас исламского сообщества России
Р.Силантьева