Исламский банкинг в России и странах ЕврАзЭС. Часть 2

 

Начало

Выводы ряда исследований свидетельствуют о том, что количество исламских банков в стране в настоящее время пропорционально уровню ВВП. Также положительно на росте исламских банков сказывается плотность населения. Таким образом, Китай, Индия, а также группа стран ЕврАзЭС (Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан) демонстрируют широкие перспективы, как по целевой аудитории, так и по ВВП на душу населения.

В различных странах мира исламские банковские услуги предоставляются в рамках самостоятельных исламских банков или в рамках «исламских окон» традиционных банков. Самостоятельные исламские банки, в свою очередь, могут существовать как в форме полноценного исламского банка, так и в форме банка участия. В ряде стран реализована смешанная модель, подразумевающая деятельность на рынке исламских банковских услуг и самостоятельных банков и «исламских окон» традиционных банков. Основным фактором, влияющим на схему, как правило, выступает законодательство страны.

Практическое воплощение полноценного исламского банка (full fledged islamic bank) существует в странах Персидского залива, а также в таких странах, как Пакистан, Бангладеш, Малайзия, Судан, Египет, Кыргызстан, Казахстан и Великобритания. Согласно законодательству Пакистана, Судана и Ирана деятельность конвенционных банков запрещена, в данных странах существуют самостоятельные исламские банки и «исламские окна» конвенционных банков. В остальных странах исламские банки существуют параллельно с конвенционными.

Очевидно, что концепция полноценного исламского банка реализована, как правило, в тех странах, где большинство населения составляют мусульмане, и законодательство которых предусматривает существование таких банков. В таких странах, как Малайзия, ОАЭ, Великобритания, Кыргызстан, Казахстан и Оман, законодательство было специально изменено, чтобы позволить исламским банкам существовать. В некоторых из стран законодательство позволяет существовать только самостоятельным исламским банкам (наряду с конвенционными), а «исламские окна» запрещены. К таким странам, например, относятся Катар и Казахстан.

Банк участия (participation bank) - это уникальная схема для светской Турции, законодательство которой не приемлет каких-либо религиозных атрибутов в текстах и термин «исламский банк» не может быть использован в законе. Банки участия соответствуют исламским стандартам IFSB и AAOIFI, применяемым к полноценным исламским банкам, они также имеют внешний и внутренний шариатский экспертный совет. Светская Турция, как и вышеописанные страны, пошла по пути изменения законодательства. В 2011 г. был принят закон о налоговом нейтралитете. На следующий год был принят закон, позволяющий банкам участия функционировать на законной основе. В настоящее время в стране действуют 4 банка участия, и идет работа по учреждению государственного банка участия.

Под «исламским окном» (Islamic window) подразумевается филиал обычного конвенционного банка, осуществляющий деятельность согласно требованиям шариата. При этом активы исламских и конвенционных подразделений банка не смешиваются, управление ими и регулирование происходит раздельно. «Исламские окна» имеют крупные транснациональные банки Bank of America, Barclays, BNP Paribas, Citibank, JPMorgan Chase, HSBC и др. Западные банки открывают «исламские окна» для привлечения клиентов, стремящихся инвестировать или использовать банковские услуги согласно нормам шариата либо согласно собственным этическим представлениям. Причем данные банки открывают свои «исламские окна» как в исламских странах, так и странах Запада. А в Кувейте, Катаре, Турции, Судане, Пакистане и Казахстане «исламские окна» законодательно запрещены.

Анализ динамики активов исламского банковского сектора в странах, использующих различные модели организации исламского банкинга, позволяет прийти к выводу об их устойчивом росте (рис.).

Из пяти стран ЕврАзЭС три активно развивают законодательную базу регулирования исламских финансов - это Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. Так, в Казахстане процесс развития исламских финансов связывается с финансово-экономическим кризисом 2007 г., когда на базе Национального банка Казахстана (НБК) был создан Региональный финансовый центр г. Алматы. В 2009 г. был принят закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам организации и деятельности исламских банков и организации исламского финансирования», а в 2012 г. Национальным банком Казахстана была разработана и утверждена дорожная карта по развитию исламских финансов до 2020 г. В марте 2010 г. в республике был зарегистрирован первый исламский банк — «Аль-Хилаль». Казахстанский филиал Al-Hilal банка (Абу-Даби), представляет собой полноценный исламский банк, однако осуществляет только корпоративное финансирование.

Законодательный запрет на существование «исламских окон» вынуждает банки не регистрировать филиалы, а учреждать новые банки либо производить полную конверсию в исламские. В настоящее время под наблюдением Национального банка Казахстана происходит преобразование банка «Заман» в исламский.

В Кыргызстане существует законодательная база и разработанные инструкции, регулирующие деятельность исламских финансовых организаций. Процесс практической реализации начался с пилотного проекта «ЭкоИсламикБанка», осуществленного при поддержке Исламского банка развития, правительства Кыргызстана и ЗАО «ЭкоБанк» на основе меморандума. «ЭкоИсламикБанк» создан в 1998 г. на базе совместного кыргызско-российского банка «Российский кредит», который был преобразован в АК «ЭкоБанк» в 1998 г., а в 2010 г. - в ЗАО «ЭкоИсламикБанк». Банк имеет 12 филиалов, 109 сберегательных касс по всему Кыргызстану. Наряду с деятельностью «ЭкоИсламикБанка» в данной республике ведут деятельность множество исламских микрофинансовых организаций.

В Таджикистане в настоящее время заработал специальный закон об исламском банкинге. Закон был разработан усилиями Национального банка Таджикистана и специальной комиссии, в которую входят представители ряда министерств и других государственных органов. При содействии Исламского банка развития и Национального банка Таджикистана был подписан меморандум о взаимопонимании и сформирована правовая база для развития исламского финансирования.

Возможности и перспективы в странах ЕврАзЭС

В перспективе исламские финансы и банковские услуги в странах ЕврАзЭС могут:

■ вовлечь неиспользуемый по религиозным и этическим соображениям капитал;

■ увеличить количество клиентов банков;

■ стать причиной региональнойинтеграции стран ЕврАзЭС и СНГ.

Для интеграции нужны единые стандарты исламского банкинга и исламских финансов для стран ЕврАзЭС. Для этого также потребуется создание общей регулятивной базы в виде наднационального совета по регулированию исламского банкинга в структуре ЕврАзЭС.

В России потребуется развитие налогового законодательства с целью обеспечения налогового нейтралитета, так как банковские операции конвенционных банков РФ не облагаются налогом на добавленную стоимость. При этом исламские финансовые учреждения в существующем законодательстве облагаются таким налогом (сегодня пока по ставке 18%, хотя идет дискуссия об увеличении ставки НДС до 20%), что заведомо ставит их в условия неравной конкуренции.

В случае реализации налогового равенства исламские финансовые структуры могут показать себя конкурентоспособными не только на отечественном, но и на региональном и международном уровне. Конечно же, вместе с располагающим налоговым режимом должна быть тщательно продумана политика регулятора по отношению к исламским банкам с целью как устранить препятствия для ее развития, так и предотвратить злоупотребления. Необходимо понимание особенностей регулирования деятельности исламских финансовых учреждений, что требует развития квалификации работников Банка России в данном направлении. Также развитие исламского банкинга в России требует создания на национальном уровне специального надзорного органа при регуляторе. Такие надзорные органы существуют в странах, где конвенционная и исламская банковские системы сосуществуют.

Российская Федерация в связи с этим может предпринять попытку создания евразийского исламского финансового центра. Китай в настоящее время не готов перехватить первенство в этом направлении по целому ряду причин, что ставит Россию в выгодное положение.

Для создания евразийского исламского финансового центра в РФ необходимо создание условий для привлечения финансовых ресурсов стран исламского мира и организации полноценных исламских банков с их участием. Вместе с привлеченными инвестициями зарубежных стран дополнительным источником финансовых ресурсов России могут стать внутренние источники, так как в Российской Федерации проживает свыше 21 млн мусульман. То есть существующие отечественные банки при изменении законодательной базы могут открыть «исламские окна» и тем самым привлечь внутренние ресурсы.

Если западные банки допущены на рынки исламских стран, а в странах Запада открываются самостоятельные исламские банки, что мешает российским банкам открывать у себя на территории «исламские окна» и самостоятельные исламские банки? Нельзя сводить эту проблему к противодействию созданию в нашей стране законодательной базы исламских финансов со стороны международных финансовых центров, не желающих получить в лице России дополнительного конкурента за финансовые ресурсы стран исламского мира.


Габбасов Р.Р., Вахитов Г.З. «Банковское дело», №8 за 2014 г.

Социальные комментарии Cackle