Становление и развитие арабографической казанской печатной продукции шло под влиянием двух полиграфических школ - восточной и западной. Этому способствовало географическое и историко-культурное положение Казани, находившейся “на месте встречи Азии и Европы”. Поэтому во внешней форме, в особенностях технического исполнения татарских печатных книг можно найти элементы как традиционно восточных, так и типично западных полиграфических традиций.
Большой знаток Корана и хадисов, келямист-философ Абу ан-Наср `Абданнасир б. Ибрахим ал-Булгари ал-Курсави (1783-1814) боролся против догматиков, превративших мусульманское богословие в тягучую схоластическую философию. Одно из его сочинений...
На арабском языке писал многие свои произведения выдающийся татарский ученый-энциклопедист, историк, богослов и философ Шихабаддин б. Баха'аддин ал-Марджани. Причем многие из этих сочинений до сих пор не изучены...
Самые ранние истоки татарской рукописной книжной культуры следует искать в древнетюркской и уйгурской эпохах, однако лишь в качестве предыстории татарской (поволжско-татарской) книжной традиции.
В нашей базе данных насчитывается более десяти изданий сборника славословий и молитв для мюридов суфийского ордена Накшбанди под названием الفوائد المهمة"Ал-Фава'ид ал-мухимма" (Важные добродетели), составителем которых значится мулла Зайнулла б. Хабибулла.
Молитвенники представляют собой богатый пласт религиозной литературы, распространенной среди татар в изданном виде. Более того, этот вид книжной продукции имел массовый характер, в чем мы можем убедиться по количеству изданий и по их тиражу.
Одним из самых распространенных среди татар сочинений религиозно-этического содержания было Фада'ил аш-шухур (Преимущества месяцев). Она была составлена не на арабском, а на татарском языке, и в кадимистских школах изучалась...
Если в эпоху, предшествующую аббасидской, отдельные отрасли богословия еще не определились, в период правления Аббасидов уже определяются четко разграниченные направления, первые три из которых мы уже рассмотрели: толкование Корана (тафсир), мусульманское предание (хадис), мусульманское право (фикх). Если в начале богословие развивалось в русле комментирования Корана, хадисоведения и фикха, то со временем появляются и догматическое богословие (илм аль-калам), и суфизм (ат-тасаввуф).
Как уже отмечалось, фикх излагал закон, по которому жила мусульманская община, и книги по фикху имели наибольшее применение и распространение. Но мы не ставим своей целью перечисление всех сочинений по фикху, издававшихся среди татар...
Коран, тафсир и хадис легли в основу исламского представления об обычаях и нормах, согласно которым должна протекать индивидуальная и социальная жизнь мусульман. Этот этико-нормативный идеал должен был еще дополняться и корректироваться коллективно выработанным "единодушным" мнением общины (иджма’ ал-умма) и личным суждением по разуму (ра`и) ее выдающихся ученых и религиозно-политических лидеров.
"Письменная историография, – писал В. В. Бартольд, – возникла у арабов вместе с исламом. Для этих рассказов была выработана литературная форма, составлявшая, по-видимому, изобретение арабов и еще долго сохранявшая господство в их исторической литературе; предполагалось, что рассказ передается устно из поколения в поколение, причем каждый передатчик ссылается на свой непосредственный источник, до первоисточника, т. е. участника или очевидца, рассказ которого передавался в первом лице.
Определенное место среди арабских книг, издававшихся татарами, занимают труды по экзегезе Корана. Среди пользующихся наибольшим уважением мусульман следует назвать...
В ряду дисциплин, непосредственно связанных с Кораном, в числе первых стоит искусство чтения Корана или рецитация. Она учит правильному чтению Корана (своего рода фонетика арабского языка в применении к Корану), специалистов по нему называли "кариями".
В Казани Коран впервые был издан спустя два года после открытия типографии при Первой казанской гимназии. В 1803 году вышло издание Бурашева. Потом последовали издания Саидова 1804, 1807 и 1809 годов. Следует отметить, что Коран и его части занимают самое большое место среди арабоязычных книг, изданных татарами. Если кораническая литература составляет одну пятую часть всей книжной продукции, то почти половину её составляют издания Корана.
В целом мусульманские авторы приняли с поправками модель Аристотеля с ее делением на теоретические, практические и поэтические науки. В результате переосмысления мусульманскими философами эллинистической философской традиции путем согласования ее учений с религией при помощи эманационной концепции неоплатоников, интегрированной в перипатетическую систему, возникла философская классификация наук, имеющая ряд отличий от эллинистической традиции, причем группа поэтических наук практически всегда поглощалась "арабскими" науками (или их эквивалентом), а первые две (теоретические и практические) относились к "неарабским".
Как мы видим по истории арабской литературы, уже за первые четыре века существования арабо-исламского государства была создана обширнейшая и разнообразная книжно-письменная литература, которую составили идеологические, научные и художественные произведения многих десятков и сотен авторов.
В арабской литературе последних пятидесяти лет перед турецким завоеванием выделяется фигура Джалаладдина ас-Суйути (т. е. из Асйута, 1445-1505), цитата из которого была приведена чуть раньше. Х. А. Р. Гибб пишет о нем так: "Как мы видели, в арабской литературе нет недостатка в писателях, чьих сочинений хватило бы на троих, однако при всем том список произведений ас-Суюти кажется просто невероятным".
По категоричному утверждению Гибба, только один поэт мамлюкской эпохи достиг непреходящей славы. "Имя-псевдоним Шарафф ад-дина Мухаммеда ибн Саида ал-Бусири (1212 - ок. 1296), - пишет он, - человека берберского происхождения, родившегося в Египте и бывшего правителем Восточной провинции и умершего в Александрии, сохранилось в истории благодаря панегирику в честь пророка, названному им в память о своем чудесном исцелении от паралича после видения того, как пророк набросил на него свою мантию (бурду)".
К авторам, писавшим свои сочинения в этот период, относится и аз-Замахшари из Хорезма (ум. в 1144), который принадлежал к филологической школе богословия. В европейской арабистике большой известностью пользовался его учебник грамматики (ал-Муфассал) и собрание кратких назидательных изречений в изысканной рифмованной прозе под названием "Золотые ожерелья".
Ал-Газали имел большую популярность среди татар. Основной философско-религиозный труд Газали “Оживление религиозных наук” был настольной книгой Утыз-Имяни, Г. Курсави, Ш. Марджани и других татарских ученых и писателей. Утыз-Имяни составил даже словарь-комментарий к этому сочинению . В начале одной из своих поэм Утыз-Имяни пишет специальную мадхию-оду в честь Газали.
"Он выступает не только как великий поэт, но и как великий гуманист и проницательный, хотя и пессимистический мыслитель.... это одинокая и неожиданная фигура в арабской литературе"
Традиционное арабское литературоведение включает в понятие "арабская литература" всю арабоязычную литературу народов Ближнего и Среднего Востока, игнорируя конкретные исторические и национальные условия их развития, причем главным критерием отнесения того или иного произведения или автора к арабской литературе является языковой признак.