В каких случаях наши мысли - грех?
Шейх Фарраз Раббани на эту тему говорит следующее:
Ибн Аббас (р.а.) сказал, что Пророк (ﷺ) передал слова Всевышнего о том, что «воистину, Аллах записывает все плохие и добрые поступки», и затем объяснил эти слова:
«Таким образом, если кто-то вознамерится совершить добрый поступок, но не совершит его, Аллах воздаст ему как за совершенный хороший поступок. Если же человек вознамерится и затем совершит хороший поступок в действительности, Аллах воздаст ему как за совершение от десяти до семисот хороших поступков и даже больше. Когда же человек вознамерится поступить плохо, но не сделает этого, Аллах воздаст ему как за одно совершенное благое дело. Если же человек вознамерится совершить плохой поступок и совершит его, то Аллах запишет это ему как один плохой поступок». [Бухари, 6010 и Муслим, 187]
Имам Зайнуддин ибн Нуджайм в книге «Аль-Ашбах ва аль-Надхаир» объясняет:
«Мы не будем наказаны лишь за греховные мысли, возникшие в душе, если не выскажем их вслух и не станем поступать согласно им. Об этом говорится в хадисе [Сахих], переданном Муслимом.
Суммируя мнения ученых по этому вопросу, можно выделить пять уровней греховных и благих мыслей, возникающих в душе человека:
- Мимолетная мысль (хаджис), приходящая на ум;
- Мысль (хатир), представляющая собой определенную идею, возникшую в душе;
- Нашептывания души (хадис аль-нафс) подразумевают неопределенное намерение сделать что-либо или воздержаться от этого;
- Намерение (хамм) представляет собой склонность совершить какой-либо поступок;
- Решение (азм) предпринять что-либо.
Учёные согласились, что мимолетные мысли не являются наказуемыми, поскольку они не зависят от действий человека. Что же касается мыслей и нашептываний души, несмотря на то, что человек в силах избегать их, отрицая их сразу же, как только они возникают, они также не учитываются в соответствии с достоверным хадисом, связанным с этим вопросом.
Если же говорить о намерении, то, как объясняется в достоверном хадисе, намерение совершить добрый поступок записывается как один совершенный хороший поступок, тогда как [только лишь] намерение совершить плохой поступок не записывается.
Решение же поступить плохо, по мнению учёных, учитывается. В книге «Аль-Баззазийя» говорится: «Если кто-то вознамерился совершить грех – это не считается грехом до тех пор, пока человек не принимает решение поступить плохо. Если же кто-то решает поступить плохо, он грешит, но не совершает греха действием» [Ибн Нуджайм, Аль-Ашбах ва аль-Надхаир].
Комментируя хадис, переданный Ибн Аббасом, Ибн Хаджар аль-Аскаляни, рахимахуллах, в книге «Фатх аль-Бари» пишет, что таково было мнение Бакиллани и что Кади Йяд заявлял, что так считало большинство первых мусульман и учёных.
Рашид Исаев
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!
Читайте также:
-
Условия совершения хаджа женщиной
Рядом с женщиной, вознамерившейся совершить хадж, обязательно должен быть супруг или же «махрам».В противном случае хадж будет считаться недействительным
-
Ду’а, которую читал Пророк Мухаммад (ﷺ), когда на его плечи сваливались трудности
Анас ибн Малик (радыйАллаху анху) передал, как однажды находясь у Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), он увидел незнакомца, который совершал ду’а. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) спросил у Анаса: «Ведомо ли тебе что говорит этот человек и в связи с чем он совершает молитву?» И сам же ответил на заданный вопрос: «Он молится Всевышнему и просит у Творца, называя Его таким именем, что его ду’а, в тот же миг будет воспринято”
-
Почему одним - все, а другим - ничего?
Некоторые люди, задающие этот вопрос, путают справедливость и равенство. В каждом объекте и событии во Вселенной, господствует справедливость, а не равенство. Мы видим, что между людьми существуют различия, и в том, что касается обладания мирскими благами. Таким образом, люди подвергаются...
-
Вот почему Пророк Мухаммад (ﷺ) запрещал бить кого-либо по лицу
Научные исследования подтверждают правоту Пророка (мир ему).
-
«2 ракаата намаза, совершенные женатым человеком, лучше, чем 70 ракаатов намаза, совершенных холостяком»
Жизнь в одиночестве противоречит естеству человека, поэтому в Исламе нет места монашеству и обету безбрачия. В одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил:
-
Можно ли использовать мыло и другие моющие средства при совершении полного омовения?
Айша (радыйаллаху анха) рассказывает: «Совершая полное омовение, посланник Аллаха мыл голову...
-
11 правил приветствия, которые Пророк (ﷺ) неукоснительно соблюдал
В хадисе сказано: «Поистине, самыми близкими людьми к Аллаху являются те, кто...
-
Какую молитву нужно читать за своих родителей? (Аудио)
Став взрослыми, зачастую мы не можем сказать родителям слова благодарности лично. Единственное, что мы можем сделать для них, если даже находимся вдалеке, - это совершить за них дуа...