Первые страницы истории ислама в Поволжье связаны с Хазарским каганатом — могущественным государством тюркских племен в VII-IX вв. Он образовался в VII в. в резуль-тате распада Тюркского каганата, объединявшего десятки тюркоязычных и иных народов на огромном пространстве от Алтайских гор до Карпат. Территория государства хазар пер-воначально охватывала предгорные районы Северного Кавказа и обширную степную равнину между северным берегом Каспийского моря, нижней Волгой на востоке и линией Дона на западе, но постепенно в сферу влияния каганата подпало все Среднее и Нижнее Поволжье, на севере граница влияния хазар простиралась до Оки, на западе она в годы наибольшего могущества империи проходила по Днепру, ей долгое время принадлежали Приазовье, значительная часть Крымского полуострова и оба берега Керченского пролива.
В зависимости от хазар, помимо аланов, черкесов и других племен Северного Кавказа, в различное время находились Волжская Булгария и Киевская Русь. Ранние столицы хазар — Беленджер и Семендер — находились южнее реки Терек, в середине VIII в. столица переместилась в г. Итиль на Волге, располагавшийся несколько севернее нынешней Астрахани.
В тот период Хазарский каганат занимал доминирующее положение в Нижнем Поволжье и степях Северного Кавказа и на протяжении всего своего существования (VII–X вв.) находился в постоянном контакте с Арабским халифатом: с середины VII в. до середины VIII вв. — период военных действий, когда между халифатом и каганатом шли военные действия за преобладание на Кавказе, и вторая половина VIII–X вв. — период мирных отношений, когда между халифатом и каганатом начался активный обмен людьми и торговые отношения.
Появление ислама на Кавказе связано с выходом арабов после разгрома персов при Нехавенде в 641–642 гг. в Закавказье и началом длившихся почти сто лет (642–739 гг.) арабо-хазарских войн, основные события которых разворачивались на территории Дагестана.
Историки, полагаясь на данные ат-Табари и Ибн ал-Асира, относят первые контакты арабов и хазар ко времени правления праведных халифов, а самый ранний поход связывают с правлением халифа Умара, когда в 642–643 гг. Абд ар-Рахман ибн Рабиа ал-Бахили уже дошел до Дербента, а его конница совершила рейд до хазарских городов Беленджер (был расположен на севере Каспийского прохода) и ал-Байда (был расположен в Нижнем Поволжье). Одним из основных итогов арабо-хазарского противоборства принято считать поражение хазар в результате похода Мервана ибн Мухаммада в 737 г. и, как условие мирного договора между арабами и хазарами, принятие ислама хазарским хаканом и его ближайшим окружением. Таким образом, получалось, что на Северном Кавказе и Нижнем Поволжье ислам утвердился в результате арабо-хазарских войн, а распространение ислама из Нижнего в Среднее Поволжье приходится на период между 737–922 гг.
Между тем противостояние между арабами и хазарами продолжалось в течение многих десятилетий. Так, известны походы наместника Дербента Абдурахмана ибн Рабиа, которые были дерзкими и самонадеянными, настолько, что даже халиф Усман увещевал Абдурахмана быть осторожным. Историки приводят текст письма, в котором Усман писал: «... не подвергай опасности мусульман, потому что я боюсь, что их постигнет беда». Но это не удержало Абдурахмана от его намерения идти на столицу хазаров Баланджар. Он предпринял поход на девятый год правления Усмана (соответствует 651–652 гг.) и достиг Беленджера. Они взяли его в осаду и установили против него катапульты. Последствия осады Беленджера были тяжелыми для мусульман. Любой, кто пытался приблизиться к Беленджеру, был либо ранен, либо убит. Был убит и Абдурахман, и его сменил брат Салман ибн Рабиа. Он заключил договоры с правителями княжеств и территорий, через которые проходил, направляясь к Беленджеру, но 651 или 652 году был убит при подступах к городу.
Возможность похода до Дербента и Беленджера при халифе Умаре на очень раннем этапе арабских завоеваний подтверждает факт, что в раннем халифате основу армии арабов составляла мобильная кавалерия как у кочевников, передовые отряды которой были в состоянии совершать глубокие рейды на территорию противника.
Такие примеры в истории арабо-хазарских противостояний есть. Источники сообщают о неоднократном выходе арабов во время военных походов в степи Северного Кавказа, что очень далеко для войска, выступавшего из базового военного лагеря в Мосуле. Глубокие рейды в тыл противника совершались не только арабами, но и хазарами. Известны сведения о набегах хазар в Закавказье. Так, в 685–686 гг. хазары дошли до окрестностей Мосула, где нанесли арабам серьезное поражение. В 730–731 гг. сын правителя хазар — хакана, который в это время осаждал жителей Ардабила, и известный арабский полководец ал-Джаррах ибн Абдулла ал-Хаками сошлись в жестоком сражении. В этой битве арабы потерпели поражение, ал-Джаррах сам был убит, хазары завладели всем Азербайджаном, а их кавалерия продвигалась так, что подошла близко к Мосулу.
Определяющей в окончательном распространении ислама на территории стала крупная военная экспедиция арабов в 737–739 гг. под командованием Марвана ибн Мухаммада, которая, пройдя через Дарьяльское ущелье на север Дагестана с тыла, подчинила его княжества и, таким образом, арабы окончательно утвердились в Дербенте.
Несомненно, прежде чем прорваться к дагестанским княжествам, арабам пришлось преодолеть сопротивление хазар в степях Северного Кавказа. Возможно, и в это время здесь оказалась кочевая ставка кагана ал-Байда. В этом походе между арабами и хазарами произошло решительное сражение, в результате которого хазары вынуждены были пойти на соглашение, что впоследствии было расценено как договор о принятии ими ислама.
Итоги арабо-хазарских войн — установление договорных отношений с княжествами Дагестана, переход Дербента под контроль арабов — положили начало установлению со второй половины VIII в. тесных торговых связей между халифатом и Хазарским каганатом и массовому распространению ислама среди его населения.
Хазары, булгары и буртасы составляли основной тюркоязычный компонент этого полиэтнического государства.
Численно небольшую, но влиятельную группу населения составляли евреи, изгнанные в начале VIII в. из Византии и нашедшие политическое убежище в каганате. Представители различных конфессий в Хазарском каганате имели возможность реализовывать свои религиозные потребности. Арабский историк X в. аль-Масуди писал: «Там семь казыев. Из них двое — мусульмане. Они судят по шариату и Корану. Двое — иудеи. Они вершат суд по Торе. Двое христиан. Они судят по христианскому законодательству. Один славянин. Он представляет русских и иных язычников и судит либо по языческим обычаям, либо советуется с казыями».
Проникновение ислама в страну хазар началось уже в VII в. благодаря арабским миссионерам и купцам. Однако длительное время ислам оставался здесь религией социальных низов, арабских и хорезмийских торговцев. В результате нескольких арабо-хазарских войн второй пол. VII — начала VIII вв. и успешного похода арабского полководца Мервана ибн Мухаммада каган принял ислам, что ускорило распространение религии победителей в хазарском обществе. Вторым благоприятным фактором для укрепления ислама в каганате стало переселение в его города большой общины хорезмийцев из Средней Азии. В столице империи ими были возведены мечети и медресе. Аль-Масуди отмечал, что минарет соборной мечети высотой превосходил находившийся поблизости дворец кагана.
В X столетии ислам и мусульмане стали неотъемлемой частью конфессиональных отношений в Хазарском каганате, власть в котором продолжала оставаться в руках приверженцев иудейской религии. Большинство тех, кто посещал Хазарию в то время или писал о ней со слов побывавших там, воспринимали ее как страну, в которой всюду были приметы присутствия ислама. Видный арабский географ Абу Исхак аль-Истахри писал: «В городе (Итиле) более восьми тысяч мусульман, тридцать мечетей. Падишах у них иудей, возле него четыре тысячи человек. Меньшая часть хазарского населения — иудеи, большинство — мусульмане и христиане, есть немногое число язычников».
В cередине Х в. хазары утратили контроль над Киевской Русью, Волжской Булгарией, потеряли побережье Керченского пролива. Противостояние воинственным печенегам, пришедшим из глубины Азии, и Киевской Руси, приближавшейся к зениту своего могущества, окончательно истощило силы стремительно распадавшейся империи.
Рафик Мухаметшин. "История ислама в России"