Серия авторских публикаций муфтия Республики Татарстан Камиля хазрата Самигуллина под названием "Наставления для размышляющих" содержит поучительные для всех мусульман истории, почерпнутые из сюжетов Досточтимого Корана и выдающихся биографий наших великих пророков и единоверцев. Примеры из их жизней, наполненных любовью к Всевышнему и посвященных искреннему служению Создателю, заставят задуматься каждого, кто размышляет...
Начало: История воскрешения пророка Узейра (мир ему)
Наставление восьмое. ИДРИС (алейхи салям)
وَاذْكُرْ فِي الْكِتَابِ إِدْرِيسَ ۚ إِنَّهُ كَانَ صِدِّيقًا نَّبِيًّا
وَرَفَعْنَاهُ مَكَانًا عَلِيًّا
«Упомяни в Книге Идриса. Поистине, он был правдивейшим (человеком) и пророком. Мы подняли его высоко (на небеса)1» (Марьям 19:56-57).
Так сказал Всевышний Аллах в Досточтимом Коране еще об одном своем пророке – Идрисе (алейхи салям). Идрис (алейхи салям) известен чудесным вознесением на небеса в возрасте 360 лет.
Существует несколько разных риваятов об этом. В соответствии с одним из них вознесение Идриса (алейхи салям) на небеса произошло в 15-ю ночь месяца Раджаб. Помните, как Посланник Аллаха Мухаммад (салаллаху алейхи ва саллям) был вознесен на небеса в ночь Мирадж и побывал на каждом из семи небес?
В Коране упоминается, что на четвертом небе он встретился с Идрисом (алейхи салям). Четвертое небо символизирует собой середину – поверх него и под ним есть еще по три неба. Считается, что двое из пророков до сих пор живы, и живут они на небесах: это Иса (на втором небе) и Идрис (на четвертом небе).
Идрис (алейхи салям) является потомком Шиса (алейхи салям) сына Адама (алейхи салям), т.е. он приходится прапрадедом для Нуха (алейхи салям). Идрису (алейхи салям) Всевышний направил в качестве пророка к сынам Кабиля, которые поклонялись огню. Он читал им писания, ниспосланные прежде Шису (алейхи салям), а затем еще 30 свитков, которые ему ниспослал Сам Всевышний.
Божественные откровения Идрис (алейхи салям) записывал собственноручно, став таким образом первым человеком после Адама (алейхи салям), взявшим в руки перо для письма. Тем не менее из сынов Кабиля в Идриса (алейхи салям) уверовали лишь единицы.
Первый портной, писарь, изобретатель оружия…
Впрочем, Идрис (алейхи салям) был первоначинателем и в других сферах жизни людей тех времен и изобрел множество ремесел. Не случайно, например, на ум приходит портняжное дело, когда мы слышим имя Идриса (алейхи салям). Да, он впервые в истории человечества стал шить одежду при помощи иглы и нити. До него люди носили шкуры убитых животных, а портняжное ремесло Идриса (алейхи салям) позволило им одеться в рубашки, штаны и кафтаны.
Обратите внимание: люди, чтобы прикрыть свою наготу, подвергали себя опасности, охотясь на диких животных. Современная текстильная индустрия, производящая километры тканей, предлагает потребителям широкий ассортимент удобной, теплой и легкой одежды. Но к сожалению, женщины предпочитают короткую длину и облегающий покрой, а мужчины не смеют признать, что их жены, дочери и сестры ходят практически голыми.
Идрис (алейхи салям) был также первым, кто придумал писать, начал математически считать, интересоваться астрономическими объектами и использовать меры веса.
Благодаря милости Всевышнего, а также своей наблюдательности, пытливому уму и проницательности, он имел также знания о медицине и многих других науках, которым обучал соплеменников, и даже изобрел такие виды оружия, как мечи, стрелы и копья.
Но самое большое усердие Идрис (алейхи салям) прикладывал в поклонении Аллаху.
… и самый усердный в поклонении среди людей
В одном из риваятов говорится, что Идрис (алейхи салям) молился Создателю ночи напролет до самого рассвета и читал ниспосланные свитки. Он настолько любил поклонение, что совершал его больше, чем все другие люди вместе взятые. Ангелы были поражены этим его поклонением и очень любили за это.
Однако не только благодеяния пророков возносятся на небеса. Проявление искренней веры всех других людей также приближает их к Всевышнему:
يَمْكُرُونَ وَالَّذِينَ ۚ يَرْفَعُهُ الصَّالِحُ وَالْعَمَلُ الطَّيِّبُ الْكَلِمُ يَصْعَدُ إِلَيْهِ ۚ جَمِيعًا الْعِزَّةُ فَلِلَّهِ الْعِزَّةَ يُرِيدُ كَانَ مَن يَبُورُ هُوَ أُولَٰئِكَ وَمَكْرُ ۖ شَدِيدٌ عَذَابٌ لَهُمْ السَّيِّئَاتِ
«Кто желает достоинств, (пусть знает) что все достоинства – у Аллаха. К Нему восходит доброе слово, и праведный поступок возносит его. А замышляющим зло – суровое наказание. Козни их пропадут (никому не причинив вреда)2». (Фатыр 35:10).
Крыльями, возносящими благочестивые деяния к Творцу, является тасбихат. Благочестивые слова, произносимые из наших уст, устремляют на небеса совершенные нами благодеяния, и ангелы знают об этом. Таким образом, чем больше мы будем поминать Аллаха, тем лучше будут нас знать обитатели небес, и тем сильнее они будут любить нас.
«Покажи мне смерть и Ад»
Всевышний Аллах говорит об Идрисе (алейхи салям):
وَرَفَعْنَاهُ مَكَانًا عَلِيًّا
«Мы подняли его высоко (на небеса)». (Марьям 19:57).
Как отмечалось выше, о вознесении Идриса (алейхи салям) существует множество риваятов. В соответствии с одним из них, под тем, что «высоко», подразумевается Рай. А в тафсире «Рухуль-Баян» сообщается следующее. Ангелы были в восторге от Идриса (алейхи салям) благодаря его несметным поклонениям. Сам Азраиль (алейхи салям) попросил у Создателя разрешения стать другом Идриса (алейхи салям) и получил его. Когда их дружба окрепла, Азраиль (алейхи салям) сказал Идрису (алейхи салям):
- Я – ангел смерти Азраиль. Я пришел, чтобы увидеть тебя. Ты так много поклонялся Аллаху, что я полюбил тебя ради Всевышнего и захотел стать твоим другом и братом. Если у тебя есть просьба ко мне, то скажи, и я ее исполню.
Идрис (алейхи салям) неожиданно признался, что ему интересно познать боль смерти. Азраиль (алейхи салям) очень удивился столь неожиданному желанию Идриса (алейхи салям) и сказал:
- О, Идрис! Я не властен сделать это по своему желанию, время твоей смерти еще не пришло.
- О, Азраиль! Если ты готов, то пусть так оно и будет. Забери мою душу, даже если мне суждено жить еще тысячу лет. Если мне предопределена долгая жизнь, то Аллах непременно воскресит меня снова.
- О, Идрис! Я не могу совершать подобное без позволения Всевышнего.
Тогда Идрис (алейхи салям) сделал дуа Всевышнему и попросил Его о смерти. Аллах – Всезнающ, и Он знал об истинном желании Идриса (алейхи салям), которое скрывалось за этой просьбой, и дал разрешение ангелу смерти. Когда ангел Азраиль (алейхи салям) забрал душу Идриса (алейхи салям), ему было 60 лет. Воскресшего после смерти Идриса Азраиль (алейхи салям) спросил:
- И как тебе смерть?
- Она более величественна и более тяжела по сравнению с тем, что говорят о ней.
Дружба Ангела и Пророка продолжалась. Идрис (алейхи салям) вновь обратился к своему другу с просьбой – показать Ад. Получив разрешение от Господа, Азраиль (алейхи салям) провел Идриса (алейхи салям) по разным уровням Ада, и ему были показаны наказания, которые будут применены к грешникам. Увидев все семь уровней Преисподней, Идрис (алейхи салям) прибег к защите Аллаха и был возвращен обратно.
Рай не хочется покидать
Однако у Идриса (алейхи салям) оставалась еще одна просьба к Ангелу: «О, мой друг! Я хочу увидеть Рай». Господь дал им разрешение и на это. Увидев восьмой уровень Рая, Азраиль (алейхи салям) сказал:
- Идем, пришло время возвращаться обратно.
Но Пророк (алейхи салям) покидать Рай не захотел. Тогда хранитель Рая Ридван обратился к нему:
- О, пророк Аллаха! Ты не хочешь выходить отсюда, но твое время еще не пришло. Для того, чтобы войти в Рай, необходимо умереть, а затем нужно быть воскрешенным.
Идрис (алейхи салям) ответил:
- Да, все верно. Наш Господь говорит: «Каждая душа вкусит смерть», и я уже вкусил смерть. Так же наш Господь говорит: «Каждый из вас войдет туда (в Ад)», и я уже побывал там. Всевышний говорит: «И они не выйдут оттуда (из Рая)». Тогда как вы хотите вывести меня отсюда?
Тогда Аллах сообщил им:
- Он вошел по Моему разрешению, и пусть он остается здесь по Моему повелению. Пусть идет куда пожелает и делает, что захочет его душа.
Для людей размышляющих очевидно, что все произошедшее с Идрисом (алейхи салям), непременно настигнет и каждого из нас. Но с каким багажом деяний мы встретим эти события: свою смерть, могилу и Судный день? Именно воскрешение и дальнейший отчет за свои поступки, а не мирские заботы являются главными для человека. Ибо бренность пройдет, и наступит жизнь Вечная.
Наш путь долог, а наша ноша тяжела. В одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Если бы вы знали то, что знаю я, то вы бы мало смеялись и много плакали».
Так говорит Мухаммад Мустафа (салаллаху алейхи ва саллям), который лучше всех других знал о судном Дне, сбор, воскрешение, весы и сырат. Пусть же Господь смягчит наши сердца и наделит желанием возносить проникновенные молитвы к Нему в ожидании трудностей на предстоящем пути.
Кто знает, возможно, одна слеза, пролитая от искренней любви к Аллаху и с надеждой на Его милость, очистит нашу душу и станет причиной, по которой Всевышний подарит Свое великое Прощение?
____________________________________________
1. По разным версиям он на четвертом, шестом или седьмом небе («Джалялейн»).
2. Также говорится, что «праведный поступок возносит доброе слово», то есть истинная вера неотъемлемо связана с делами человека, однако грамматика арабского языка позволяет понять это выражение и прямо противоположным образом: «доброе слово возносит праведный поступок», то есть, вера служит условием принятия добрых дел Всевышним Аллахом (аль-Байдави)
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин