اَلْمَوَاقِيتُ
Микаты - места вхождения в ихрам 1
Микаты - это такие места, которые нельзя пересекать кроме как в ихраме 2. Для жителей Медины это Зуль-хулейфа 3, для жителей Ирака - это Затуль 'Ирк4, для жителей Шама - это Джухфа 5, для жителей Неджда - это Карнуль-маназиль6, а для жителей Йемена - это Ялямлям 7. 8 Разрешается вход в ихрам до миката 9. Если дом человека находится внутри границ миката, то его микатом служит аль-Хилль 10. Для находящегося в Мекке, для Хаджа микатом служит сам Харам 11, а для Умры служит аль-Хилль 12.
1 Места вхождения в ихрам, в зависимости от территории проживания паломника, отличаются. Есть три вида таких мест: «Харам», «Хилль» и «Афак».
2 Передается от Абдуллаха ибн Аббаса (радыяллаху анхума) который рассказывал, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: لا تجاوزوا الوقتَ إلا بإحرامٍ "Не переходите микат, не будучи в ихраме" (Ибн Аби Шейба "мусаннаф" 3/411 №1563. ат-Табарани "аль-муджам аль-кабир" 11/435 №12236)
3 Зуль-хулейфа - это микат, предназначенный для тех, кто приближается со стороны Лучезарной Медины. данный микат является самым отдаленным из всех существующих. Он расположен на расстоянии 10 км от Лучезарной Медины и 450 км от Благословенной Мекки. Когда Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) вознамерился совершить Прощальный хадж, он вошел в ихрам именно здесь.
4 Затуль 'Ирк - это микат, предназначенный для паломников, направляющихся со стороны Ирака. Он находится на расстоянии 97 км от Благословенной Мекки.
5 Джухфа - это микат, предназначенный для паломников, приближающихся со стороны Египта и Сирии. Он находится на расстоянии 187 км от Благословенной Мекки.
6 Карнуль-маназиль - это микат, предназначенный для паломников, приближающихся со стороны Кувейта и Неджда. Он расположен на расстоянии 96 км от Благословенной Мекки.
7 Ялямлям - это микат, предназначенный для паломников, приближающихся со стороны Йемена и Индии. Он расположен на расстоянии 54 км от Благословенной Мекки.
8 Передается от Абдуллаха ибн Аббаса (радыяллаху анхума) который сказал: وقّت رسول الله صلى الله عليه وسلم لأهل المدينة ذا الحُليْفةِ ولأهل الشام الجُحفةَ ولأهل نجدٍ قرنَ المنازِل ولأهلِ اليمنِ يلملمَ, قال فهنَّ لهنَّ وَلِمَنْ أتى عَلَيهنَّ من غير أهلهنَّ لمن كان يريد الحجَّ والعمرةَ فمن كان دونهنَّ فمهلُّه من أهله وكذلك أهلُ مكة يهلُّونَ منها "Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) определил местом вхождения в ихрам для жителей Медины Зуль-хулейфу, для приезжающих из Сирии - аль-Джухфу, для прибывающих из Неджда - Карнуль-маназиль, а для жителей Йемена - Ялямлям. Эти места предназначены для них, а также для всех, кто желает совершить большое или малое паломничество, но прибывает к вышеперечисленным местам не из упомянутых областей. А что касается тех, кто проживает еще ближе к Мекке, то их паломничество начнется там, откуда они отправятся в путь, и поэтому жители Мекки должны вступать в ихрам в самой Мекке". (Бухари "сахих" книга Хаджа №1526. Муслим "сахих" книга Хаджа №1181). В другом хадисе, переданном также Абдуллахом ибн Аббасом (радыяллаху анхума) приводятся его слова: وَقَّتَ رسول الله صلى الله عليه وسلم لأهل المشرقِ العقيق " Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) определил местом вступления в ихрам для жителей восточных областей (т.е. Ирак) - аль-Акыйк (другое название Затуль 'Ирк)" (Тирмизи "сунан" книга Хаджа №832. Абу Дауд "сунан" книга Хаджа №1740 и Ахмад "муснад" 1/344 №3205)
9 Доказательством может служить хадис, переданный Умму Салямой (радыяллаху анха) о том, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: من أهلَّ من المسجد الأقصى بعمرةٍ أو حجةٍ غُفِرَ لَهُ ما تقدَّم من ذنبهِ "Тому, кто одел ихрам в мечети аль-Акса для совершения малого или большого паломничества, тому будут прощены его прежние грехи" (Ахмад и Абу Дауд) Можно привести пример, если паломник прилетает на самолете прямо в Джидду, то теоретически ему следует войти в ихрам во время полета, когда он будет пролетать над микатом, однако поскольку сделать это достаточно сложно, поэтому дозволяется войти в ихрам до посадки на самолет.
10 Территория Хилль своей внутренней границей опоясывает территорию Харам, а наружная ее граница проходит через Зуль-хулейфа, Затуль 'Ирк, Джухфа, Карнуль-маназиль, и Ялямлям. Проживающие на территории Хилль входят в ихрам для Умры и Хаджа в месте проживания.
11 Благословенная Мекка и ее окрестности являются территорией Харам. Проживающие на этой территории (мекканцы) входят в ихрам для Хаджа в местах проживания; в ихрам для Умры – на территории аль-Хилль, например в Тан’име, находящемся вне территории Харам. Приводится от Айши (радыяллаху анха), что она сказала: يا رسول الله اعتمرتم ولم أعتمر فقال يا عبد الرحمن اذهب بأختكَ فأعْمرها من التّنعيمِ فأحقبها (أي احتملها) على راحلةٍ فاعتمرت "О Посланник Аллаха! Ты совершил малое паломничество, а я нет". Тогда он сказал моему брату Абдуррахману: "О Абдуррахман! Веди свою сестру и помоги ей совершить Умру. Посади ее на верблюда и пусть она начнет с Тан’има" (Бухари "сахих" книга Хаджа №1518)
12 Что же касается понятия "Афак", то это переводится как "горизонты". Так как "горизонт" означает отдаленность, территории, которые находятся на большом расстоянии от Благословенной Мекки и за границей территории Хилль, называются Афак. Проживающие там называются "афаки". Афаки входят в ихрам в пяти пунктах (они были упомянуты выше, это: Зуль-хулейфа, Затуль 'Ирк, Джухфа, Карнуль-маназиль, и Ялямлям), которые ограничивают территорию Хилль, или на линии, соединяющей эти пункты. Как было уже сказано, разрешается входить в ихрам до достижения этих пунктов.