Современные идеологи запада утверждают, что ислам противоречит современности. Они чаще всего обсуждают несовместимость ислама и демократии, ислама и плюрализма и свободы слова.
Однако есть еще одно важное измерение современного западного мира – экономический либерализм. И здесь возникает вопрос – сочетается ли ислам с рыночной экономикой?
В период противостояния капитализма и коммунизма появился так называемый «исламский социализм», ярче всего выразившийся в политике проводившейся египетским президентом Насером в 1950-1960 годах. Однако и в то время в Египте сохранялись значительные элементы рыночной (даже можно сказать, базарной) экономики, хотя полным ходом проводилась и политика национализации, прежде всего земли, находившейся в частной собственности у помещиков, и создание сельскохозяйственных кооперативов, которые, однако, не получили столь сильного развития как колхозы в СССР.
Вместе с тем, движение по пути обобществления собственности не нашло поддержки со стороны исламских богословов, хотя бы потому, что ислам отнюдь не выступает против богатства и извлечения прибыли.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сам был успешным торговцем и его Сунна содержит ряд рекомендаций о том, как торговать, определенный этикет, принятый при ведении торговых операций, а также предписания заботиться о нуждающихся и бедных.
Исламоведы также внесли свою лепту в изучение вопроса о совместимости ислама и капитализма.
Классической работой на эту тему считается книга французского востоковеда, приверженца марксистских взглядов Максима Родинсона «Ислам и капитализм», изданная еще в 1966 году.
Родинсон, анализируя различные исламские источники и экономическую историю исламского мира показывает, что мусульмане никогда не испытывали затруднений в организации бизнеса. «Есть религии, священные тексты которых однозначно не поощряют экономической активности. Однако это не относится к Корану, который положительно оценивает экономическую активность, ограничиваясь лишь осуждением мошеннических методов зарабатывания денег и предписывая воздерживаться от торговли во время совершения определенных религиозных обрядов».
В Коране делается особый акцент на социальной справедливости и это дало основания некоторым современным мусульманским интеллектуалам говорить о социалистических принципах и бесклассовом обществе. Однако внимательное прочтение Корана не оставляет почвы для рассуждений об исламском социализме. В Коране утверждается как предопределенная данность наличие в обществе богатых и бедных людей, и гарантируется неприкосновенность частной собственности, и право на наследование имущества, причем заведомо не равное.
Однако тут же подчеркивается необходимость заботы о бедных, установленная в форме закята. Для богатых мусульман он является религиозной обязанностью – одним из столпов веры. Однако это обязанность каждого конкретного мусульманина, обладающего необходимым объемом богатства – нисабом. Выплата закята не имеет ничего общего с взимаемыми в развитых немусульманских странах налогами. Нет здесь ничего похожего и с уравнительной практикой социализма.
Принципиальная открытость ислама по отношению к бизнесу стала одной из причин расцвета средневековой мусульманской цивилизации. Исламский мир располагался на пересечении международных торговых маршрутов, и мусульманские торговцы с успехом пользовались этим преимуществом. Они даже заложили один из краеугольных камней современной банковской системы: вместо того чтобы путешествовать со значительным количеством золотых монет, которых легко можно было лишиться, мусульманские торговцы использовали бумажные расписки, гарантировавшие получение у доверенных лиц необходимых денежных сумм в другом городе или даже регионе.
Эту практику переняли у них рыцари-тамплиеры во время крестовых походов и затем распространили в Европе.
И если торговля стала причиной расцвета средневекового мусульманского мира, то изменение ее маршрутов стало одной из причин его упадка. Когда европейцы открыли альтернативные пути в Индию в конце XV века, то глобальная торговля переместилась из Средиземноморья в океаны.
Немецкий историк и экономист Макс Вебер связывал возникновение капитализма в Европе с этикой протестантизма, с его особым отношением к трудовой и предпринимательской деятельности. Согласно взглядам Вебера ислам был препятствием на пути мирового капиталистического развития, так как он способствовал только агрессивной воинственности (джихад) или умозрительной строгости. Таким же препятствием он считал другие религии Востока, в частности индуизм, конфуцианство и даосизм.
Со своей стороны критики Вебера указывают на то, что в своем анализе не-христианских цивилизаций он ошибочно исходил из представления о постоянности и неизменности их форм существования и недостаточно глубоко знал их историю.
Впрочем, при этом сравнении «по Веберу» необходимо учитывать еще один существенный момент – отношение к ссудному проценту, ведь Коран строго запрещает ростовщичество, а вся западная банковская система как раз основана на взимании ссудного процента.
В последнее время предпринимаются попытки создания альтернативной западной исламской банковской системы, где не предусматривается взимание процентов за пользование заемным капиталом. Тема эта неоднозначная, требующая особого изучения, особенно в сфере взаимодействия исламских и неисламских банковских институтов, учитывая, что купля-продажа в том числе и нефти, за счет которой формируются бюджеты позиционирующих себя как консервативные, «нефтяных» монархий¸ производится на западных торговых площадках, а оплата осуществляется через западные банки.
Проблема заключается в том, что в современной экономике развитие невозможно без привлечения заемного капитала. Без кредита невозможно организовать и модернизировать производство, а при неблагоприятном стечении обстоятельств, покрыть убытки и организовать новый производственный цикл, который принесет прибыль.
Особо стоит отметить, что критика капитализма в исламской среде имеет свои корни в 1950-1960-х годах, когда в ходе национально-освободительной борьбы колоний за независимость требовалась новая идеология, противостоящая капиталистической, господствовавшей в метрополиях. Необходимо подчеркнуть, что с этой проблемой столкнулись не только мусульмане, но и все антиколониальные движения Азии. Интересно, что тотальное противопоставление капиталистической идеологии зачастую вырождалось в прямой вызов нормам элементарного гуманизма, как, например, режим «Красных кхмеров» в Камбодже.
В любом случае человеку, знакомому с работами современных западных философов – критиков капиталистической системы понятно, что нынешние радикалы позаимствовали свои идеи в первую очередь у них.
Критики капитализма в исламских кругах в основном делают акцент на моральные и этические изъяны, присущие капиталистической системе – проституции, наркомании, преступности и общем эгоизме граждан западных стран, которые можно объединить одним понятием – «культурный материализм», то есть идея о том, что лишь материальное имеет значение и смысл в жизни.
Очевидно, что в исламском мире может быть востребован «капитализм с человеческим лицом», лишенный своих крайних антигуманных проявлений.
В связи с этим интересно отметить особый турецкий путь развития. Турция – не самая богатая страна исламского мира, но в свое время она подверглась тотальной модернизации. Здесь во многом были внедрены западные стандарты экономики.
Реформы 1980-х годов, проведенные под руководством Тургута Озала вызывали к жизни феномен «анатолийских тигров» - среднего класса, возникшего в результате социо-экономического бума, который выступил против старого привилегированного класса секулярной буржуазии, опираясь на моральные ценности религии.
«Тихая исламская реформация» была начата именно предпринимателями-мусульманами.
Именно на них в своей внешней и внутренней политике опирается правящая «Партия справедливости и развития». Большая часть ее членов – бизнесмены, а бывший премьер-министр и нынешний президент Эрдоган всячески приветствует прямые иностранные инвестиции в экономику страны.
Устойчивое экономическое развитие предоставляет нынешнему руководству Турции большую свободу маневра и во внутренней и внешней политике. Во всяком случае, именно поддержка «анатолийских тигров» позволяет правящей партии проводить те изменения в стране, свидетелями которых становится весь мир.
Ильдар Мухамеджанов