Современный Запад смотрит на науку, как на нечто отдельное от реальности, как на нечто, существующее автономно. Западные ученые видят лишь то, что называется причинно-следственной связью. В этом они близко сходятся с философами-марксистами, которые в рамках своей диалектики считали, что материя отражает саму себя, а не существует как самостоятельная сущность.
То есть и те и другие считают, что жизнь зависит исключительно от действий людей и не зависит от воли Аллаха, который сотворил весь этот мир и самих людей.
В общем, это фундамент всей западной цивилизации, в которой, по образному выражению французского философа-традиционалиста Рене Генона «человек оторвался от небес под предлогом овладения землей», предпочтя материальные блага.
Цивилизация подобная западной не могла зародиться где-то в других местах на земле, где человек не чувствовал себя свободным от ответственности перед Творцом и не считал себя в праве делать все, что ему заблагорассудится.
В западной цивилизации человек не считает, что земля – это собственность Аллаха. «Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник», – таков был девиз и российских нигилистов, символом которых стал тургеневский Базаров из «Отцов и детей», новый человек, которому все же не нашлось места в тогдашней России.
По их мнению, у земли нет хозяина.
Но в Коране четко сказано: «Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое. Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает. Его Престол (Подножие Трона) объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он – Возвышенный, Великий». (Коран; 2,255)
Человек на ней – лишь одно из Его творений, которому дозволено пользоваться земными благами истинным владельцем которых является лишь Аллах.
Так почему же в западной цивилизации хотя и есть место для религии, но не существует понимания роли Бога в делах земных?
Возможно, дело в том, что толчок развитию западной цивилизации в том виде, в котором она сейчас существует, дало наследие языческой по своей сути философии Древней Греции. Согласно Аристотелю Бог лишь создал первый импульс, инициировал творение, создав некие вселенские законы, которое затем стало развиваться само без всякой связи с Ним, хотя и по Его законам.
Эту идею подхватил Декарт, который исследовал окружающий мир, чтобы обнаружить эти законы и использовать на благо человечества. Ньютон пошел еще дальше, призвав строить фундамент науки только на основе опытов, из результатов которых выводились физические законы.
Современная западная наука строится во многом на принципах, выдвинутых Ньютоном.
Ньютон пошел еще дальше, считая физический мир подобием механизма, состоящего из разных частей, связанных определенными закономерностями, которые можно описать формулами и поняв их действие «разобрать» мировую «машину» и собрать ее снова, изменив ее части так, как это удобно человеку.
Но именно таким образом в разуме человека была разорвана связь между физическими законами и метафизическими (первоначальной природы бытия и реальности) принципами.
Такое отношение к природе представляет реальную опасность и люди почувствовали это на себе. Варварское отношение к природе дало о себе знать нарастающими проблемами в экологии, которые, в свою очередь, угрожают жизни и здоровью самих «покорителей природы».
Со своей стороны ислам уделяет большое внимание взаимодействию человека и окружающей среды. Но в Коране всячески подчеркивается, что все богатства Земли это дар Аллаха и человек будет спрошен за то, что он делал: « Он – Тот, Кто сделал вас преемниками на земле и возвысил одних из вас над другими по степеням, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Воистину, твой Господь скор в наказании. Воистину, Он – Прощающий, Милосердный». (Коран; 6:165)
Islam-Today
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями на Facebook!