Дьявол ежесекундно, каждое мгновение пытается совратить каждого из нас на нашем жизненном пути. Неслучайно, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!) в своих молитвах просил Всевышнего и Всемогущего Аллаха: «О, Живой! О, Вечносущий! Обращаюсь за защитой к милосердию Твоему: приведи же в порядок все мои дела и не доверяй меня душе моей ни на мгновение!» («Йа Хайй! Йа Кайюм! Би-рахматикя астагысу, аслих ли шаьни кулляху ва ля такильни иля нафси тарфата ъайн»). Проявление стойкости, твердости, выдержки, непоколебимости в различных трудных жизненных ситуациях и обстоятельствах – это есть одно из реальных воплощений в жизнь понятия «великий джихад».
По мнению ученых мужей, праведных богословов (да будет к ним милостив Господь!) все эти понятия, т.е. стойкость, твердость, выдержка, непоколебимость, можно обозначить, как составные части еще более величавого понятия, известного как «терпение». Это понятие в кораничес-ком арабском языке передается словом «сабр». Лексическое значение этого слова связано с понятиями удерживание и запирание. Следовательно, человек, проявляя терпение, удерживает себя от совершения запретного и запирает в себе все то, пагубное, что вырвавшись наружу, нарушило бы многие устои и гармонию самой личности.
Понятие «терпение» в самом великом его значении проявляется в самом Творце. Все Его творчество (Велик Он и Всемогущ!) зиждется на великом и безграничном терпении. Среди прекрасных имен Всевышнего Аллаха есть и имя ас-Сабур. Одним из значений этого прекрасного божественного имени является и значение «Тот, кто обладает величайшим терпением».
В Священном Коране почти 100 раз упоминается или само терпение или действия и ситуации, связанные с терпением. Это позволяет нам сказать о том, что терпение человека – это одна из центральных основополагающих черт характера настоящего мусульманина, да и просто высоконравственного человека, вне зависимости от его религиозных взглядов, национального, социального, гендерного происхождения. Более того, терпение, его проявле-ние, определяется самим Всевышним как непоколебимость: «И так кто переносил терпеливо и прощал – воистину, это и есть решимость в делах» (сура «Совет», аят 43) Согласно мнению мусульманских ученых мужей понятие «терпение» сформировано в результате слияния его трех составных частей:
1. Терпения в повиновении Всевышнему Аллаху, когда верующий несмотря ни на что, терпеливо продолжает исполнять все наложенные на него Творцом обязательства.
2. Терпения в отказе от греха, когда верующий борется со своими страстями и желаниями, не давая им в момент их пробуждения захватить себя.
3. Терпения в трудностях, когда верующий смиренно переносит различные жизненные невзгоды, природные катаклизмы, потери и поражения, т.е. то, что предписано ему Аллахом.
Всевышний Аллах (Велик Он и Всемогущ!) открывает в Священном Коране секреты испытания Им своих рабов: «И, непременно, испытаем Мы вас неким страхом , и голодом, и потерей имущества, и людей, и в плодов. И обрадуй же терпеливых… » (Сура «Корова, аят 156 )
Правоверный, охраняя самого себя от всяческих ухищрений своего внутреннего «я», обороняясь от сатанинских посягательств в виде бесконечных нарушений и «добрых советов», совершает великий подвиг и рвение, т.е. великий джихад. В этом великом действии тем, кто обладает твердой решимостью, т.е. терпеливым людям, помощь оказывает сам Творец и Господь миров. Именно поддержка Всевышнего создает в сознании правоверного, верующего человека уверенность в том, что дело его правое, что Господь, его не оставит, поддержит его в силу Своей божественной любви к нему.
Всевышний Творец (Велик Он и Всемогущ!) сказал в Своем священном кораническом слове, вложив эти слова в уста своего праведного раба Лукмана (мир ему!), дающего совет своему молодому отпрыску: «И не морщи щеки в пренебрежении к людям и не ступай по земле спесиво. Поистине, Аллах не любит каждого дерзкого, в походке своей, тщеславного перед людьми человека» (сура Лукман, аят 18)
Трудно удержать себя от горделивости в тех или иных случаях. Существуют и возникают тысячи причин, чтобы правоверный мог возгордиться, воз-величить себя сам в своих же глазах.
Удержать себя от соблазна высокомерия по отношению к тем, кто не обладает роскошным жилищем, средством передвижения, огромным плодоносящим садом, многими другими объектами мнимой роскоши и богатства – это великое дело.
Суметь совладать со своим «эго» – это великий джихад.
Удержаться от надменности – это проявление великого джихада.
Удержаться от лжесвидетельства – это и есть великий джихад.
Уберечь свой язык от клеветы на порядочную девушку, женщину, от произнесения лжеклятвы – это самообладание и есть проявление великого джихада.
Великий джихад значит:
* уберечь свой язык от упреков в адрес того, кто совершил добро;
* уберечь себя от произнесения вслух и про себя проклятий;
* уберечь себя от вовлечения в пустые беседы и сплетни;
* уберечь язык от любого злословия;
* уберечь себя от непреднамеренных оскорблений в адрес божьих посланников (мир им!), сподвижников Пророка Мухаммада (да будет ими доволен Аллах!), святых и ученых мужей Ислама;
* пророчить плохое и сеять подобные «пророчества» среди людей;
* удержать себя от присвоения чужого имущества путем насилия или хитрости;
* удержать себя от воровства, кражи чужого имущества и достояния;
* удержать себя от притеснения и нанесения обид кому-либо, будь то человек или животное.
Для того, чтобы удержать себя от подобных деяний, воздержаться от совершения подобных действий нужно заковать свое «я», «нафс», «эго» в крепкие цепи самого себя, для этого необходимо бороться с самим собой. Это и есть великий джихад истинного, настоящего, правоверного мусульманина.
Всевышний Творец создал все попарно. Смысл создания всего и вся попарно заключается в Его божественной мудрости, целью которого оказывается демонстрация того, что лишь Он, Один, Един, Творец, Пропитатель, ни в ком и ни в чем не нуждается. Создав все попарно, Господь миров даровал че-ловеку и способность принятия решения и выбора пути.
Творец даровал своего творению, человеку волю, разум, понимание. Человек способен творить добро и вершить зло, он благочестив, но способен и грешить.
Человеческое эго («нафс» на арабском языке) постоянно находится в контакте с сатаной, который денно - нощно его искушает к тому, чтобы стремится к мнимому наслаждению, бесконечным развлечениям, злу и корысти.
Человеческое эго, нафс не в восторге от того, чтобы трудиться, обременять себе заботой, творить благо, вершить добро.
Человеческое эго более склонно идти наперекор, но не по указанному пути.
Человеческое эго или нафс устремляется к запретному, не дозволенному сомнительному и оставляет дозволенное, разрешенное, рекомендуемое.
Человек, оказавшись после выхода из Рая на Земле, испытывается всяческими методами вплоть до того мига, как он покинет земную обитель. Поэтому, самым ценным в земной жизни каждого из нас является предание благочестию, стремление к Истине дозволенными путями, отстраняясь от искушений, опасностей и приукрашиваний, создаваемых нафсом.
Но это нелегкий труд. Это очень тяжкий и трудный процесс. Поэтому достопочтенный Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!) эту борьбу называл «великим джихадом». Его величие в том, что человек может обуздать сам себе, свои страсти, свою корысть.
Вернувшись с тяжелого похода, как уже говорилось ранее, он (да благословит его Аллах и да приветствует!) обратился к своим сподвижникам со следующими словами:
– Вы вернулись к благому. Вы вернулись с малого джихада к великому!
Те спросили:
– Что такое великий джихад?
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!) ответил:
– Борьба раба Аллаха со своими страстями.
Не случайно Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) подчеркивал великое достоинство тех, кто мог бороться со своим внутренним миром, эго.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.