Говорят, однажды пятеро мудрецов заблудились в лесу.
Стали думать, куда идти дальше и первый сказал: «Я пойду влево — так подсказывает моя интуиция». Второй сказал: «Я пойду вправо — недаром считается, что «право» от слова «прав». Третий сказал: «Я пойду назад — мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из лесу». Четвёртый сказал: «Я пойду вперёд — надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое». Пятый сказал: «Вы все неправы. Есть лучший способ. Подождите меня».
Он нашёл самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись, каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очерёдности доберутся до края леса другие мудрецы.
Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь. Он понял, что решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал всё правильно, а другие — нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом! Вы тоже так думаете?.. Но это не так.
Все поступили правильно:
Тот, кто пошёл влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других.
Тот, кто пошёл вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него всё и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чём они забыли — человечность и сострадание. Раскаяние некоторых из них было столь сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.
Тот, кто пошёл назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.
Тот, кто пошёл вперёд, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.
Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если это не приводило к развитию.
Так, каждый из мудрецов выполнил свое предназначение. А как насчет нас, «обычных» смертных?
Часто многие из нас уподобляются пятому мудрецу, который как будто сидя на высоком дереве видит куда каждому нужно идти. И мы ведем себя соответственно: раздаем советы направо и налево, развешиваем ярлыки, считаем, что мы лучше знаем, что кому делать и куда идти.
Особенно это характерно для некоторых «религиозных» людей, которые стараются подтвердить свои догадки хадисами или аятами. «Он попадет в ад, потому что...», «Она будет в раю, потому что согласно хадису...» и т.д.
На самом деле никакой признак не может быть достовернмы свидетельством, указывающим что будет с человеком в будущем. Возможно, он раскается или изменится, возможно, он совершил нечто другое, за что ему прощены остальные грехи, возможно он по степени выше тех, кто осуждает его и т.д.
Во многих аятах Корана указывается, что Всевышний лучше знает праведников и нечестивцев несмотря на людские догадки:
«Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем» (сура "ан-Нахль", аят 125)
«Разве Аллах не лучше знает тех, кто благодарен?» (сура "аль-Анам", аят 53)
«Но Аллаху лучше знать о беззаконниках» (сура "аль-Анам", аят 58)
«Воистину, твоему Господу лучше знать, кто сбивается с Его пути. Ему также лучше знать, кто следует прямым путем» (сура "аль-Анам", аят 117)
«Воистину, твоему Господу лучше знать преступников» (сура "аль-Анам", аят 119)
В некоторых хадисах упоминаются люди, которые могли считаться нечестивцами или наоборот праведниками, но один их поступок изменял их положение ровно наоборот. К примеру, в одном хадисе сказано следующее:
«Поистине, человек может совершать дела обитетелей рая, как это будет казаться людям, а он на самом деле из обитателей ада. И поистине, человек может совершать дела обитателей ада, как это будет казаться людям, а он на самом деле из обитателей рая» (Бухари)
Только Всевышний является свидетелем наших дел, стремлений и намерений. И никто, кроме Него, не может справедливо судить о положении и будущем человека. Эта простая, но малодоступная для многих «судей» и «критиков» истина выражена в Священной книге:
«Скажи: «Каждый человек избирает свой путь, а вашему Господу лучше знать, кто следует более прямым путем» (сура "аль-Исра", аят 84)
Ася Гагиева