Конфликты являются естественной частью жизни, отношений. Разногласия не возникают либо там, где все одинаковы, либо там, где участники лицемерят, скрывая свое состояние, намерения, чувства. Но это не значит, что конфликт – это обязательно скандал или ссора. В хадисе сказано, что конфликт подобен лезвию, которое сбривает религию. Такое влияние он оказывает на тех, кто выбирает низший уровень или самую худшую стратегию разрешения конфликтов из трех. А это значит, что при психологически грамотном подходе разногласия между участниками могут быть разрешены мирно. Но давайте сначала ознакомимся с этим вариантами.
Первый вариант разрешения – это применение силы. То есть один участник, не вынося позицию второго, в качестве довода использует насилие. Инструментов силовых игр множество, начиная от простых манипуляций чувством вины и заканчивая пулями в адрес противника.
При таком подходе тот, кто применяет силу, на какое-то время оказывается доминирующим, он может добиться своего, но в долгосрочной перспективе оказываются проигравшими оба участника. Потому что к притеснителю бумерангом возвращаются осколки его поступков. В качестве примера можно вспомнить историю одной семейной пары. Муж различными способами и под различными предлогами обижал жену в молодости, но когда они постарели, их дети образовали свои семьи, и этот мужчина (уже старик) остался на попечении своей супруги, которая естественно (бессознательно) отыгрывала на нем боль своих прошлых обид.
Второй вариант разрешения – использование права. То есть здесь, если стороны не могут договориться, они привлекают либо третьих лиц (судью, имама, юриста), либо ориентируются на заключенный между ними договор. Это «средний» вариант. Не такой болезненный, как первый, но и милосердия, скажем так, к другой стороне меньше, так как разрешение будет связано с тем, как надо, а не как хочется.
Третий вариант – вариант разрешения, с учетом интересов обеих сторон. Часто для такого вариант требуется больше сознательности, мудрости. Однако и результат стоит таких усилий, потому что обе стороны остаются удовлетворенными. Это не компромисс, при котором один жертвует своими интересами, нуждами ради другого. А договор, при котором участники находят такое решение, которое устроит обоих.
Уровень любви в отношениях также можно определить по тому, как участники решают конфликты. Пары, в которых супруги действительно любят друг друга, стараются решать разногласия третьим способом – так, чтобы обоим было хорошо. Они находят возможности договориться и не заставляют друг друга жертвовать собой, чтобы угодить или доказать любовь. Те, которые недостаточно любят друг друга, используют манипуляции, силовые игры, физическую силу, угрозы и шантаж. Те пары, в которых нет постоянных скандалов и ссор, но в целом каждый думает только о себе, часто прибегают к помощи третьей стороны, будь то родственники, имамы или судьи. Недостаток доверия и милосердия друг к другу заставляет из решать разногласия так, как надо, а не так, как было бы лучше обоим.
В Исламе же наилучшим считается тот, кто наилучшим образом относится к своей семье, кто не причиняет страданий другим, не притесняет их в правах, свободах, возможностях. Также в хадисах передано, что наилучшие – те, кто обладают лучшим нравом. А в чем может проявиться благонравие в большей степени, нежели чем в критических ситуациях или спорных моментах? И то, какой из этих вариантов мы выбираем, выявляет наш нрав в его истинном свете и определяет благополучие наших отношений.
Ася Гагиева