В Коране сказано:
«О, верующие, бойтесь Аллаха! И пусть человек посмотрит, что приготовил [какие хорошие поступки] на завтра [к Судному дню]. Бойтесь Аллаха, поистине, Аллах знает обо всем, что вы делаете. Не будьте подобны тем, кто забыл об Аллахе, и кого Он заставил забыть о самих себе [кто перестал приносить самим себе пользу]. Они – нечестивцы [непокорные Аллаху]» (сура «аль-Хашр», аяты 58-59).
В толковании к последнему аяту говорится:
«Всевышний повелел Своим верующим рабам придерживаться того, к чему их обязывает их вера, а именно - бояться Аллаха в уединении и всенародно, каждый миг и в любом положении, соблюдать Его повеления и не преступать Его ограничений, размышлять над тем, что приносит им пользу, а что наносит урон, а также над добрыми и злыми деяниями, за которые у них потребуют отчет в День воскресения.
Воистину, если люди устремят свои взоры и сердца к Последней жизни и задумаются над своим местом в ней, то они станут усердно совершать добрые дела, снося все препоны и преграды, возникающие на их пути, сворачивающие их с него и мешающие им продвигаться вперед. А если они будут помнить о том, что Аллах ведает об их деяниях и что ни одно из них не сокроется от Него и не будет потеряно или предано забвению, то они непременно бросят все свои силы на совершение праведных поступков.
Этот священный аят учит людей оценивать свои деяния и быть требовательными к себе. Он учит их осознавать свои ошибки, не повторять их и искупать их искренним покаянием, а также избегать путей, ведущих к грехам и ослушанию Господа. Он также заставляет их задуматься над своими упущениями, дабы они приложили усилия для того, чтобы исправить их, испрашивая при этом помощи у Всемогущего Создателя.
Человек должен всегда сравнивать милость и добродетель Аллаха по отношению к нему со своими упущениями, потому что подобное осознание своего долга перед Аллахом подталкивает человека в лоно праведности. А тот, кто пренебрегает этим, лишается великого добра и уподобляется людям, которые забыли Аллаха и пренебрегли Его поминанием и выполнением своих обязанностей перед Ним. Они посвятили свою жизнь удовольствиям и низменным страстям, но не оказались в числе преуспевших и не извлекли из своих дел никакой пользы.
Более того, Аллах заставил их забыть самих себя и пренебречь всем, что могло принести им пользу и выгоду. Их деяния затерялись, и они погубили как свою мирскую, так и будущую жизни. Это - величайший самообман, последствия которого невозможно исправить и раны которого невозможно залечить, потому что люди эти - закоренелые грешники, уклонившиеся от повиновения своему Господу и затерявшиеся в омуте грехов»
В этом толковании забвение Аллаха связывается с забвением самого себя. Но разве человек может забыть себя? Что это значит?
Основная философская мысль Корана относительно человеческого нрава состоит в том, что в человеке сосуществуют две противоположные стороны: духовная и животная. То есть две полностью независимые части, духовная и животная, объединяются в нечто единое, чтобы сформировать то, что называется человеческой душой.
С одной стороны, у нас есть животные характеристики: стремление к самосохранению, агрессии, власти, стремление к сохранению вида.
С другой – стремление к чему-то возвышенному, к познанию, вкладу в общее дело, способность к самопожертвованию ради высоких идей.
Создание человека в таком противоречивом облике описано в аятах:
«И вот сказал твой Господь ангелам: «Поистине, Я сотворю человека из сухой и звонкой глины, полученной из измененной черной земли» (сура «аль Хиджр», аят 28) (и можно сказать, что это олицетворение низменной части человека, его «телесный» аспект).
«А когда Я придам ему нужный облик и вдохну в него от Моего духа [созданного Аллахом и принадлежащего Ему – то есть, оживлю человека], то совершите перед ним земной поклон [в качестве приветствия]» (сура «аль Хиджр», аят 29) (основа его духовной части – рух).
Телесные потребности почти всегда удовлетворяются - когда мы болеем, мы ищем исцеления. Когда мы голодны, мы в поисках еды и т.п. Но о чем человек на самом деле может быть забыть, так это утолить духовный голод, пренебречь потребностями своего духа.
Сущность человека возвышенна, потому что представляет собой «рух» (дух от Бога), но оболочка его – материальная, может окутывать настолько, что человек забудет о своем истинном Я – о своем духе. А ведь именно благодаря ему человек стал наместником Бога, и ангелам было велено преклониться перед ним.
Они преклонились перед ним из-за божественного духа, который Всевышний вдохнул в него. И забыть об этой части и значит забыть самого себя. Так же как потерять себя значит потерять связь со своим Я, со своим духом: А «нанесшие урон самим себе [отвергнув пророков] никогда не уверуют» (сура «аль Анъам», аят 12).
Ася Гагиева