Религиозная практика как неисчерпаемый ресурс

Читая историю Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читая о том, с каким терпением он переносил несчастия, потери, притеснения, на которые не мог ответить, и знакомясь с отзывами его современников, которые отмечали его доброту, милосердие, человеколюбие, сохранившиеся в этом прекрасном человеке несмотря на все перенесенные им испытания, начинаешь невольно думать о том, откуда у него находилась для этого сила и стойкость… Удивляешься поведению его соратников, которые ради идеи могли жить в нужде и ограничениях на протяжении нескольких лет, которые могли отказаться от родственных связей, от обычаев, которыми они были «вскормлены» и кардинально менять жизнь. Откуда у людей, которые служили с малых лет рабами богатых господ, которые считали за честь услышать от них доброе слово, вдруг появлялась храбрость и достоинство, с которыми они могли наравне говорить с такими «авторитетами», откуда у них появлялась такая уверенность?

Это нормально и справедливо – отвечать на злодейство равным, желать возмездия и пользоваться возможностью добиться его, когда представится случай. Но… Откуда у этих людей находилось столько любви и силы, чтобы прощать своих лютых врагов, убивавших их родных, любимых, изгонявших их из домов, лишавших имущества и средств?.. Создается впечатление, что эти люди были соединены с неким источником, заряжавшим их этой любовью, спокойствием, благодушием, который помогал им безвозмездно прощать и не сожалея об этом, сосредотачиваться на созидании и больших целях. Учитывая их образ жизни, невольно приходишь к пониманию, что эту силу они брали из… поклонения.

В повседневной  жизни нам нужны какие-то средства для «наполнения» - вещи, люди, покупки, практики, продукты творчества и т.д. И в этой «галерее» возможностей важное место занимает и религиозная практика. Не та, которая выполняется «для галочки», в качестве ритуала, а та практика, которая соблюдается сознательно, с пониманием, что это – то, что происходит между тобой и Всевышним, та практика, которая служит диалогом, мостиком между человеком и Творцом. По милости Аллаха этих практик так много и они такие разные, что всегда можно найти что-то, что нравится именно тебе. Может быть, это пост или дополнительный намаз, может это молитва-духа или молитва-тахаджуд, может быть, это склонность к благотворительности или поминанию Всевышнего, или определенные имена Аллаха, называя которые ты обращаешься к этим атрибутам Всевышнего. Это может быть красивое чтение Корана нараспев или чтение с размышлением и остановками, с паузами и осмыслением и внедрением в свою жизнь. Это могут быть определенные мольбы-дуа, познание жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и восхваление его (чтение салаватов).

Даже если у человека нет сил или желания для действий, то даже благие мысли могут записываться как благие деяния. Как говорится в хадисе от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах: «Воистину, Аллах записал благие и дурные дела, после чего разъяснил это. Тому, кто решит совершить благое дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя совершение целого благого дела; если человек решит совершить благое дело и совершит его, то Аллах запишет ему у Себя совершение от десяти до семисот и многим более добрых дел. Тому, кто решит совершить дурное дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя совершение целого доброго дела, а если он решит совершить дурное дело, и совершит его, то Аллах запишет за ним одно дурное дело» (Бухари, Муслим).

Важно, чтобы эта практика была близка и приятна верующему. Разнообразие практик подобно «витаминам для сердца», каждую из которых ты используешь в соответствии со своими актуальными состояниями и нуждами. Например, когда ты доволен и счастлив, ты выражаешь благодарность Всевышнему, и это снова наполняет тебя. Когда тебе тяжело и грустно, ты обращаешься к Нему, совершаешь намаз или даешь милостыню, и это облегчает твою боль. Когда ты в гневе или обеспокоен, ты поминаешь Аллаха, вспоминаешь Его прекрасные имена или истории из жизни Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и это успокаивает тебя. Сотворив нас разными, Всевышний даровал нам и различные возможности удовлетворения духовных (и не только) нужд. Он даровал нам возможность в любое время обратиться к Нему, попросить, воззвать, поблагодарить, покаяться, попросить помощи. И получать от Него… Успокоения, новых сил, вдохновения, милости, доброты, уверенности и умиротворения. И щедрость Его так велика, что за каждое из этих обращений записывается благо. Так верующий используя религиозную практику, не только получает благо и радость в этом мире, но и обустраивает свою будущую жизнь. Так «какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью?» (сура «ар-Рахман», «Милостивый»)

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle