С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Что значит «быть разумным»? Значит ли это быть успешным? Или, может, это значит, жить мудро и просто? Каков критерий определения степени разумности человека? Долгое время вопрос разума и его определения доминировал в моих поисках. Пока я не нашла ответ, который удовлетворил меня. Надеюсь, он придется по душе и читателю.
100 лиц разума
В народе под разумом подразумеваются порой даже противоречивые явления. Поступок, который один человек оценит как разумный, другой может назвать проявлением трусости. Когда в споре вы, не желая конфликта, уступаете оппоненту и прекращаете прения, кто-то назовет это малодушием, не позволяющим отстоять свою точку зрения, а кто-то – дипломатическим ходом.
«Претендентов» на звание разума достаточно: грамотность, эрудиция, познания в определенной сфере, хитрость, научные открытия и т.д. Каждое из этих определений может стать «опорой» разума, но все же ни одно из них не сводится к разуму.
Разум и ум
Какова разница между умом и разумом?
Ум подобен машине, которая производит автоматический расчет информации. Есть цель, и ум механически подбирает пути к ней, выстраивает цепочки, конечным звеном которой будет достижение цели. При этом игнорируется множество важных деталей «пути», таких как нравственность, правдивость, мораль. «Благодаря» уму человек порой затрачивает больше усилий, чем стоит конечная цель; жертвует большим по сравнению с тем, что в результате получает. Ум – это орудие нафса: он формирует хитрость, изворотливость, лицемерие. Например, человека, который фокусируется на достижении мирских целей (заработок денег, почета, высокой должности, дорогих удовольствий, роскоши в доме и «крутизны» в остальном), но при этом не «откладывает» на будущую жизнь, можно назвать умным, но его нельзя считать разумным. Ум часто служит основой для еще большей глупости, потому что «работает» ради сиюминутной, временной выгоды.
Разум – это нечто более глубокое и осмысленное. Разум - это умение видеть мир не только «из своего окна», но и учитывать другие факторы: видеть как с мирской, так и с «вечной», как с культурной, так и с религиозной точек зрения, как с позиции собственного блага и удовольствия, так и с позиции безопасности для окружающих. Быть разумным - значит оценивать поступок или решение не только в контексте настоящего времени, но и в перспективе возможных последствий.
Среди злодеев немало умных людей: ведь чтобы целенаправленно причинить другому вред, нужен четкий расчет. Однако в число злодеев попадают по причине недостатка (или слабости) разума, потому что не учитывались последствия и губительность зла в первую очередь для себя.
В книге «Исследование сокровенных тайн сердца» Газали привел хадис, в котором говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дал наставление человеку в следующих словах: «Намереваясь сделать что-либо, подумай о последствиях: если в них есть благо, то делай, а если нет, то откажись от этого». При этом нужно учитывать, что благо определяется не столько с точки зрения ощущений, сколько с точки зрения одобрения или запрета шариатом. Разум – это способность следовать этому наставлению в ситуациях любых масштабов.
Разумное сердце
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который будучи хорошим, делает хорошим все тело, а если будет негодным, приводит в негодность и все тело. И это – сердце!» В Коране Всевышний говорит: «Мы сотворили для Ада джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют» Также в другом аяте говорится: «Разве они не странствовали по земле, имея сердца, посредством которых они могли разуметь, и уши, посредством которых они могли слушать? Воистину, слепнут не глаза, а слепнут сердца, находящиеся в груди»
Сердце является обителью разума, а его влияние сказывается и на способности мышления. Как сказал ученый Аль-Мазири: «Те, кто считал, что разум в сердце, опирались на слова Всевышнего: «Разве они не странствовали по земле, имея сердца, посредством которых они могли разуметь, и уши, посредством которых они могли слушать? Воистину, слепнут не глаза, а слепнут сердца, находящиеся в груди». Также они опирались и на упомянутый хадис (о том, что здравое сердце делает и все тело здравым). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал спасением тела и его порчей следствие сердца, тогда как головной мозг также является частью тела, следовательно, негодность и спасение мозга также зависит от сердца. И становится ясно, что «не мозг является местом разума»
Главный критерий разума
«Продуктивная» мыслительная деятельность не является признаком разума. Человек может быть ученым, инженером, математиком, но при этом быть лишенным разума в сердце. Потому что глуп не тот, кто не умеет достичь мирских благ, а тот, кто не заботится о своей душе. А забота о душе заключается в том, чтобы совершать то, что ведет ее к благополучию - к благополучию в вечном мире. Прямой путь к этому – следование Корану и Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Чем глубже вера, тем глубже разум человека, потому что они взаимосвязаны. Когда к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел человек, чтобы спросить о греховном и благом, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Спроси (об этом) свое сердце (, ибо) благочестие есть то, в чем почувствовали увренность душа и сердце, а греховное – это то, что (продолжает) шевелиться в душе и колебаться в груди, даже если люди (не раз) скажут тебе (, что ты поступил правильно)»
Разумное сердце чувствительно к благому и вредному, а глухое сердце (каким бы умным не был его владелец) закрыто для истины и верного руководства. Мирской успех также не является признаком разума. Возможно, успех достигнут обманом, лицемерием, хитростью, а может быть даже, что это «аванс» от Всевышнего, Который дает удел кому пожелает, чтобы затем лишить счастья в Последней жизни. Опасно человеку брать к себе в покровители, помощники, советчики в жизненно важных вопросах людей, которые «неразумны». Чем ближе человек к Всевышнему, чем больше в нем любви к Создателю и Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, тем выше его разум, тем больше его внутренняя сила.
Ася Гагиева
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.