С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
В Коране содержится множество аятов, наталкивающих на глубокие размышления: о себе, о жизни и смерти, о будущей и настоящей жизни и т.д. Один из таких – аят суры «аль-Анъам» («Скот»), в котором говорится:
«Скажи: «Кому принадлежит то, что на небесах и на земле?» Скажи: «Аллаху! Он предписал Себе милосердие. Он непременно соберет вас вместе в День воскресения, в котором нет сомнения. Те, которые потеряли самих себя, никогда не уверуют» (аят 12).
В другом аяте повторяются те же слова:
«Те, которые потеряли самих себя, никогда не уверуют» (аят 20).
Как связаны потеря веры и потеря самого себе? В толковании к первому аяту один из ученых сказал: «Всевышний велел Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, убедить язычников в истинности единобожия и спросить их, кто является Творцом, Властелином и Правителем небес и земли. Многобожникам прекрасно известно, что этими качествами обладает только Аллах, и они не станут отрицать этого.
И если они признают Его Единственным Властелином и Правителем Вселенной, то почему они не соглашаются поклоняться и искренне служить Ему одному?!! Его абсолютная власть распространяется на небесный и земной миры, которые осенены Его божественной милостью. Он окутал Вселенную Своей милостью и добродетелью и пожелал, чтобы Его милость всегда одерживала верх над Его гневом. Он любит одарять Своих рабов больше, чем лишать их Своих щедрот.
Он распахнул врата милости перед всеми рабами, и только грехи закрывают их перед ними. Он призывает рабов войти в них, и только ослушание и пороки мешают им найти их. Затем Аллах поклялся непременно собрать людей вместе в День воскресения, и, поистине, Его слова - самые правдивые. Он подтвердил истинность Своего обещания столькими доводами и свидетельствами, что оно превратилось в истину, которую можно ощутить или пощупать.
Однако несправедливые люди отказываются от всего, кроме неверия. Они отрицают способность Аллаха воскресить творения, погружаются в омут ослушания, осмеливаются исповедовать неверие и наносят непоправимый урон своему благополучию на земле и после смерти. Именно поэтому Аллах сказал, что потерявшие себя грешники никогда не уверуют».
О взаимосвязи веры и обретения самого себя рассуждали многие мыслители различных направлений. Так, профессор Линн Вилкокс пишет: «Каждое существо имеет внутри себя знание своего бытия, подобно тому, как семя содержит в себе знание о дереве. Каждое существо имеет внутри себя знание своей причины в представлении себе как существа, и знание того, куда оно идет. Каждое существо – это целая книга, книга, которую способно прочесть только оно само. Это сущность самопознания и самопознание за пределами реальности, которая воспринимается и понимается разумом. Мы все стремимся, понимаем мы это или нет, открыть эту книгу, чтобы обнаружить наше внутреннее знание, и мы призваны это сделать, иногда – тихо, а иногда – совершенно неожиданными способами».
Многие люди наибольшую близость к себе чувствуют в те мгновения, когда крепнет их вера. Почему искреннее совершение религиозных обрядов и следование заветам Аллаха доставляет верующим так много удовольствия? Потому что в эти мгновения человек переживает самые теплые мгновения близости к самому себе и… к Богу. Вера и ее проявление в определенных поступках, словах и убеждениях приближают человека к своей сущности, укрепляют его.
Как утверждает один из ученых-мусульман: «Большинство людей (и таким образом, в конечном счете, человеческое общество) остаются чуждыми собственной сущности и жизненной правде. Они не осознают своей истинной сущности, не соприкасаются с истинными ценностями своей духовной реальности. В то же самое время они погружены в земную болезнь, поражающую их характер и отношения так, что они оказываются порабощенными временными и неосуществленными желаниями, создающими нездоровое духовное состояние».
Многие считают, что быть верующим – значит идти против себя, враждовать с собой, делать то, что тебе не нравится и т.д. Но все эти «страдания» приходится терпеть только на первых этапах приближения к себе. Потому что в это время человеку приходится преодолевать приобретенные в результате пребывания в определенном обществе вредные привычки, приходится менять ложные убеждения на правдивые, в общем, приходится избавляться от ложного «мирского» фасада своей личности и приближаться к себе настоящему.
А что значит «быть настоящим»? Передают со слов Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждый человек рождается в своем естественном состоянии, будучи мусульманином, но затем его родители обращают его в иудаизм, христианство или огнепоклонничество. Это подобно тому, как любое животное рождается со всеми своими конечностями. Вы ведь не видели, чтобы животные рождались с отрубленным носом, ухом и т.п.». Затем Абу Хурайра, передававший этот хадис, сказал: «Читайте об этом слова Всевышнего: «Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей» (ар-Рум, 30:30)» (Бухари и Муслим).
Поэтому следование Исламу для многих кажется тяжелым только потому что они воспринимают привычный, но искаженный образ самого себя как истинный. И однажды решив вернуться на истинный путь, они осознают, как далеко они на самом деле от себя ушли и что неверие, которое они считали своим сознательным выбором на самом деле было навязанным (родителями, обществом) и не свойственным, не близким им.
Ася Гагиева