С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
«Противники» религии часто пишут, что религия, вера во всемогущего Бога порождается скорее бегством от собственной беспомощности, нежели естественной духовностью. Например, по мнению знаменитого Фрейда, «Бог - лишь проекция наших желаний и страхов; люди поклоняются богам по причине врожденного ощущения собственной беспомощности. Религия предназначена для поры младенчества и потому была совершенно необходимой на этапе перехода человечества от детства к зрелости». Конечно, верующие люди с этим не согласятся.
Но… Если быть честным, для некоторых верующих религия действительно становится подобного рода «костылем». Вместо знаний – убеждения, вместо действий – надежды, что все само собой образумится, вместо принятия своей ответственности - обвинения в адрес судьбы, вместо благоразумия – слепое следование догмам.
Такие убеждения и установки удерживают людей в состоянии инфантильности. И в отношениях со Всевышним они действительно ведут себя как беспомощные дети, нежели «полноценные создания», наделенные Всевышним и волей, и силами, и разумом. Вместо размышлений – поверхностное принятие правил, вместо исследований – домыслы и фантазии, вместо приложения своих сил – упование на случай, судьбу. Насколько честно такое отношение? Насколько оно нравственно и религиозно?
В одном из хадисов говорится, что однажды бедуин спросил у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Привязать ли мне верблюда или же уповать на Аллаха?». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Привяжи верблюда и уповай на Аллаха». Упование и доверие Всевышнему не противоречит тому, чтобы прилагать усилия к достижению целей. Имам аль-Газали писал: «Некоторые невежды считают, что условием таваккуля (упования) является отказ от поисков достатка, пропитания и лечения. Это является их ошибкой, так как это запрещено шариатом. Шариат восхвалил таваккуль и призвал к нему, но как достичь этого, следуя запретному?».
Вспомним пример Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Его искренность в отношениях со Всевышним проявлялась не только в уповании на Него, но и в том, что он искал причины достижения желаемого. Как говорят ученые Ислама, уповать на Аллаха и брать все причины – это манхадж всех посланников и пророков. И Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, являясь имамом уповающих, соблюдал его условия. Например, выходя на битву, он облачался в доспехи и шлем, зная, что его жизнь и смерть в руках Всевышнего. Как передавала Аиша, да будет доволен ею Аллах, он заботился об обеспечении пропитания, зная, что никто не умрет, не получив своего ризка, совершая хиджру опять же он принял все меры предосторожности.
Что касается пророка Мусы, мир ему, он в течение восьми лет работал пастухом, чтобы получить право на женитьбу, не отговариваясь, что если ему будет суждено, то он все равно женится. Так поступали все пророки и посланники – верили в предопределение и действовали: занимались ремеслом, обучались профессиям, трудились. Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах, поучал: «Осваивайте профессии – ибо придет день, когда вы будете нуждаться в них».
Религиозная незрелость проявляется не только в лени, но также и в отношении к дуа. Когда человек считает, что для исполнения его нужд достаточно только помолиться. Такие верующие не верят в силу молитвы. Они просто спешат. Спешат и бездействуют. И хотя «когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается», «Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя». Когда наши пожелания не спешат с исполнением, может быть, это не потому что они отвергнуты, не услышаны или им не суждено сбыться, а может быть, потому что мы «не дошли» до них, не «дозрели», не «дотрудились»? Не дотерпели, в конце концов.
В Исламе убежденность в силе и всемогуществе Всевышнего идет об руку с использованием тех инструментов и ресурсов, которыми Он нас наделил. Мы не поступаем как дети, молясь и бездействуя, мы молимся и прилагаем все усилия, которые возможно приложить, чтобы наши молитвы сбылись. Так что Ислам в целом – это не религия беспомощных и слабых. Так что Ислам по сути - это религия зрелых, ответственных и упорных людей. И община современных мусульман, продуктивных, деятельных, образованных и мудрых, должна стать тому доказательством.
Ася Гагиева