Дуа является одним из любимых Всевышним дел. Это благо для человека в этом мире и в следующей жизни. Однако есть определенные моменты, когда мольба раба ближе к тому, чтобы быть принятой. В хадисах, переданных различными передатчиками, говорится о тех особенных моментах, когда дуа принимается.
Сообщается, что Хузайма ибн Сабит сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Бойтесь мольбы притесняемого, ибо, поистине, она возносится к облакам, а Аллах говорит: «Клянусь Своим Могуществом и Величием, Я непременно помогу тебе, даже если (это произойдёт) через какое-то время!» (ат-Табарани).
Также от Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, говорил: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Бойтесь мольбы притесняемого, ибо, поистине, она устремляется в небо, подобно искре!» (аль Хаким).
Согласно другому хадису, мольба притесняемого имеет такую же силу, как и мольба мусульманина, поэтому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предостерегал своих последователей от притеснения других. Так, передают со слов Анаса о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Бойтесь мольбы притесняемого, даже если он является неверующим, ибо между его мольбой и Аллахом нет преграды!» (Ахмад, Абу Яъля).
Всевышний принимает мольбы, совершаемые за другого человека. Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если отсутствующий обращается с мольбой за отсутствующего, то ангел говорит: «И тебе тоже самое!» (Ибн Ади со слов Абу Хурайры).
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда проходит половина ночи или третья ее часть, Аллах нисходит к нижнему небу, и говорит: «Есть ли тот, кто просит (Меня), чтобы Я даровал ему? Есть ли тот, кто обращается ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Есть ли тот, кто молит Меня о прощении, чтобы Я простил его?» И так продолжается до тех пор, пока не засверкает утренняя заря» (Муслим).
Передают со слов Абу Умамы о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда муаззин произносит азан, открываются небесные врата и отвечают на мольбу» (Абу Яъля, аль Хаким).
Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ожидайте ответа на мольбу во время схождения (рядов) войск при сражении, во время призыва к молитве и во время выпадения дождя» (аш-Шафиъи, аль-Байхакъи).
Имам аш-Шафии также говорил: «Я запомнил от многих о том, что мольба принимается во время дождя и призыва к молитве!».
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ближе всего к своему Господу раб (Аллаха) оказывается во время совершения земного поклона, так почаще же обращайтесь к Нему с мольбами (в такие моменты)» (Муслим, Абу Дауд, ан-Насаи).
Передают со слов Анаса ибн Малика о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Наступления) такого периода времени в пятницу, когда можно надеяться (на то, что мольба будет принята,) ожидайте после завершения послеполуденной молитвы и до захода солнца» (ат-Тирмизи).
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет сомнения в том, что услышаны будут три мольбы: мольба притесняемого, мольба путника и проклятие родителя (проклинающего) своего ребёнка» (Абу Дауд, Ибн Маджа, ат-Тирмизи).
Имам аль-Мунави в комментарии к этому хадису привел слова аль-Мукризи из его книги «ат-Тазкира». В его комментарии упоминается о двадцати двух случаях, когда принимается мольба:
«Мольба принимается в определенные периоды, как при вставании на молитву, при столкновении с отрядом врага на войне, после того, как (человек) повторит слова муэдзина, мольба между азаном и икамой, во время дождя, мольба родителя за ребенка, мольба притесненного, мольба путника, пока не вернется, мольба больного, в определенную часть ночи, в определенное время в пятничный день, во время стоянии на горе Арафа, мольба совершающего хаджж, мольба совершающего военный поход пока не вернется, при видении Каабы, мольба после восхваления Всевышнего Аллаха и мольбы за его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мольба постящегося, а также мольба постящегося перед разговением, мольба справедливого правителя, мольба при возведении (поднятии) рук к Аллаху, мольба при смирении сердца и мольба за отсутствующего» См. «Файдуль-Къадир» 3/301.
Ася Гагиева