В Коране Всевышний Аллах говорит: «И будьте верны своим обещаниям, ибо за обещания вас призовут к ответу» (сура «аль Исра», «Ночной перенос», аят 34). Нарушение обещаний – один из признаков лицемеров. Как сказано в хадисе: «[Человек], которому присущи четыре [качества], является истинным лицемером, тот же, кому присуще хотя бы одно из них, будет обладать одним из качеств лицемерия до тех пор, пока не избавится от него. [Это – качества того], кто предает, когда ему доверяются, лжет, когда рассказывает [о чем-либо], поступает вероломно, заключив договор, действует незаконно в случае возникновения расхождения [с кем-либо]» (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи)
Соблюдению договоров с другими людьми помогает соблюдение договоренностей с самим собой. Потому что внутренние конфликты, несогласие при заключении договора приводят к внешним несостыковкам – к тому, что мы можем нарушить обещание не выполнить в срок, выполнить с претензиями и т.д.
Какие три вопроса нужно себе задать, прежде чем обещать что-либо?
Первый вопрос – вопрос о ценностях и этических нормах. Когда вы заключаете соглашение, подумайте, насколько вы согласны с ним, не противоречит ли это вашим понятиям справедливости, нравственности, честности. Допустим, мусульманин в данном случае сверяет планируемый поступок с Сунной и Кораном – насколько то, что он собирается пообещать, соответствует практике Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, будет ли им доволен Всевышний, приближает ли это его к богобоязненности, либо отдаляет от милости Аллаха и т.д.
Второй вопрос – вопрос компетентности, возможностей. Нужно оценить насколько то, что вы собираетесь обещать, вам по силам, соответствует ли это вашей компетенции, навыкам, знаниям. Будет ли это полезно для вас – тоже важный вопрос. Допустим, нарушение этого условия мы можем наблюдать, когда человек, не обладающий достаточными знаниями и компетентностью, дает ответ на вопрос, требующий определенного уровня образования и опыта. Несоблюдение данного условия приводит к тому, что договор не выполняется на ожидаемом уровне качества.
Третий вопрос – вопрос желания, стремления, удовольствия. Если человек соглашается на то, что вызывает у него отторжение, недовольство, несогласие, то он может «забыть» сделать это, отказаться в последний момент, подвести. Поэтому при соглашениях нельзя не учитывать своего внутреннего состояния, либо же нужно подумать о том, как вы преодолеете это внутреннее несогласие.
Соблюдение обещаний и договоров является проявлением правдивости. Передают со слов Ибн Масъуда, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, правдивость приводит к благочестию и, поистине, благочестие приведёт к раю и станет человек говорить правду, пока не будет записан пред Аллахом как правдивейший. И, поистине, лживость приводит к греховности, и, поистине, греховность приведёт к огню и станет человек лгать, пока не будет записан пред Аллахом как отъявленный лжец». (Бухари, Муслим, Абу Дауд)
Сам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был назван «Амином», то есть «надежным» за подобное качество. Рассказывают, что однажды он договорился о встрече с одним человеком, про которую тот забыл. И вспомнил о ней только спустя долгое время. Когда он пришел на встречу, думая, что уже упустил время, его там ждал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал только, что он очень устал от ожидания. Устал, не был уверенным, что тот придет, но все равно выполнил свою часть договора.
Ислам не обязывает нас соглашаться исполнять все просьбы, с которыми к нам обращаются. Потому что число и содержание просьб может оказаться выше наших возможностей и знаний. Однако мы обязаны соблюдать договор и выполнять обещания, которые мы дали. Если выбирать между «злом» отказа и «злом» невыполненного обещания, то конечно следует предпочесть последнее, потому что за то, что вы честно отказались, не подводя человека, идти на его условия, вы получите больше благодарности, чем за то, что вы согласитесь на словах, но подведете на деле. Правдивость начинается с мелочей, а согласие и надежность внешняя – с внутреннего согласия с самим собой и прочных «внутренних» взаимоотношений с собой.
Ася Гагиева