Одной из «религиозных мечт» многих мусульман является возможность призыва к Исламу других людей. Каждый «наставленный на истинный путь» является не просто возможностью помочь другому найти свой путь, но и весомым вкладом на чашу добрых дел. Однако зачастую в достижении этой цели применяются средства, которые не только приближают к Исламу, но только отдаляют от него.
В деле призыва возможны два успешных средства
Первое – это знания. Многие из нас слышали о достижениях мусульман в науке. Некоторые из них стали отцами-основоположниками тех или иных дисциплин. Как, к примеру, Ибн аль Хайсам считается «отцом оптики», аль Кинди – отцом исламской астрологии, аль-Джазари – отцом робототехники.
Помимо научных достижений особо выделялись прежние теологи. Они были знатоками не только в области религиозных наук, но и в области «светских» дисциплин. Свои религиозные убеждения они могли наглядно доступно донести на примерах окружающего мира. К таким, к примеру, относят аль Газали и Рушда.
Алимы прошлого, по словам историков, знамениты победами в диспутах с самыми величайшими интеллектуалами неверия на всей планете своего века. Поэтому для первого средства недостаточно только собственных убеждений и веры. Нужны глубокие и широкие знания, которые помогли бы донести мысль и правоту убеждения даже самому упрямому и знающему оппоненту.
Второе средство – это призыв делами и благонравием. Многие считают, что Ислам распространялся мечом. Но… Исторический экскурс, согласно которому мусульмане, как и сказано в Коране, не принуждали к религии, но свергали тиранов, освобождая народы от высоких налогов, притеснения и нищеты, взамен устанавливая более справедливую форму правления, показывает, что при таких условиях народы добровольно принимали веру победителей. Не потому что их принуждали, а потому что им создавали более удобные, справедливые, честные условия для жизни. Возможно такое отношение со стороны «вторгнувшихся» было сильнейшим доводом-доказательством, что эти люди руководствуются религией Бога, а не собственным Эго.
Современные методы «интернет-призыва» (да и не только) не соответствуют ни первому, ни второму. Зачастую это просто давление на оппонента, фейерверк религиозных убеждений, стремление унизить, пристыдить и испугать огнем Ада. Вступая на путь призыва к Исламу нельзя забывать два аята-напоминания:
«Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом» (сура «ан-Нахль», «Пчелы», аят 125).
Если призыв не принят, неприятен, непонятен, если человек не готов обсуждать и вникать, а то и ведет себя откровенно агрессивно и невежественно, стоит обратиться к другому аяту:
«Будь снисходителен, вели творить добро и отвернись от невежд» (сура «аль-Аъраф», «Преграды», аят 199).
В конце концов, обладая только верой, а не знаниями, которыми можно «подтвердить» веру на фактах, мы должны иметь элементарное уважение к верованиям других людей. Ведь и они сформировались на основе каких-то мыслей, опыта, знаний.
И так же как мы верим в то, что именно наши воззрения наиболее близки к истине, эта вера не избавляет нас относиться с уважением к убеждениям других. Если ты не можешь призвать знаниями, призови красивым нравом. Если у тебя нет ни того, ни другого, то ты сам нуждаешься в призыве и исправлении.
Ася Гагиева