Один из уроков, преподносимых нашей религией последователям – это урок милосердия и терпимости к другим, приведенный не только на словах, но и в виде фактов. Например, тех, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не упрекал других людей, хотя делал им наставления, никогда не обижал своих жен или сподвижников, был справедлив и терпим к представителям иных вероисповеданий, свободно живших на территории мусульман и прощал ошибки как близким, так и врагам.
Ислам не говорит нам быть «всеядными», поглощая терпеливо и без обид любую несправедливость или проявление нечестия. Все-таки справедливость имеет немалое значение в практике. Но все же прощение, мягкость и доброта приоритетней, даже если это касается самых серьезных случаев. Например, как сказано в хадисе: «Поистине, в чём бы ни была доброта (мягкость), она всегда украшает собой это» И Всевышний Аллах предписал Себе, что Его милость будет опережать Его гнев, и обещал милостивое отношение к тем, что практикует его к другим Его созданиям. Недостаточный ли это призыв, чтобы мы осознали важность следования этому принципу?..
Одно из самых частых оправданий того, почему люди якобы не могут проявлять его к другим, - это такие «доводы» как то, что другие придерживаются иного мнения, не соответствуют ожиданиям, совершают ошибки и грехи. Почему нам тяжело быть терпимым к тем, кто «исповедует» иные ценности, чем мы, объясняется наукой. Согласно исследованиям, если чье-либо мнение отличается от нашего, в мозг поступают те же химические вещества, что обеспечивают наше выживание в опасных ситуациях. В этом состоянии более примитивная часть мозга вмешивается в рациональное мышление, вызывая тем самым ограниченность мышления. Какой бы ценной ни была чужая идея в этот момент, мозг просто не в состоянии ее обработать. Потому что на нейронном уровне он воспринимает ее как угрозу, даже если это безобидное мнение или факты, с которыми в ином случае мы бы могли согласиться…
Что касается ошибок и грехов… Мы просто не догадываемся, что со стороны наши собственные ошибки могут выглядеть более глупыми и безобразными, чем те, за которые мы осуждаем других.
Что касается преступлений… Так может быть у него есть оправдания, которые ты принял бы всерьез, если бы оказался в той же ситуации?..
В мире всегда будут люди, которые будут отличаться от нас – они будут совершать поступки, которые нам не нравятся, они будут высказывать мнения, которые противоречат нашим, они будут вести образ жизни, который далек от нашего. И если мы на это не можем повлиять, то для нашего душевного здоровья важно, как мы к этому отнесемся. Станем ли мы враждовать или отвернемся? Будем ли мы ненавидеть и таить злобу, либо отнесемся терпеливо. Наверно, для сохранения внутреннего и (часто) внешнего мира очень важно уметь приподняться над тем, что разделяет нас. находить нечто, в чем мы едины, что нас сближает.
Например, если человек придерживаясь той же веры, что и ты, верен другому течению, значит ли это, что его надо ненавидеть за это? Его – не надо, а вот грех и заблуждение – стоит. Потому что у каждого есть шанс вернуться на истинный путь, раскаяться, исправиться. А вот грех и заблуждение всегда останутся теми же. Тогда мы должны разделять первое от второго, сохраняя насколько можно мягкость и доброту к людям, и не примиряясь с тем, что уводит их от благополучия и истины.
Рассказывают, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, будучи со своими сподвижниками в мечети, сказал: «Сейчас к вам зайдет человек из обитателей рая». Люди посмотрели на дверь и увидели, что зашел один мужчина из ансаров, борода которого была влажной после омовения. На следующий день они также сидели в мечети, и он снова сказал: «Сейчас к вам зайдет человек из обитателей рая». И снова зашел тот же мужчина. Также повторилось и на третий день.
Абдулла ибн Амр ибн Аль-Ас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я, несомненно, последую за ним, и узнаю, что же он делает такого, что обогнал нас всех в благочестии». Он пошел к мужчине домой и попросился к нему в гости на три дня, тот не отказал. Всю ночь Абдулла наблюдал за ним, но мужчина не делал ничего особенного, кроме как, когда ворочался во сне, поминал Аллаха. На третий день Абдулла спросил у него: «О такой-то, когда мы сидели в мечети Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал нам, что сейчас зайдет человек из обитателей рая, и зашел ты, и так продолжалось три дня подряд. Что ты делаешь такого, чего не делаем мы?» Тот ответил: «Я делаю лишь то, что ты видел».
Абдулла стал уходить, и вдруг тот мужчина позвал его к себе и сказал: «Я делаю лишь то, что ты видел, однако каждую ночь перед сном я делаю так, чтобы в моем сердце не было злобы, лжи, презрения, зависти или ненависти ни к кому из мусульман». Абдулла воскликнул: «Вот за это ты занял такое положение!». Но ведь это не значило, что все окружавшие его мусульмане были безупречными… Такова и наша ситуация.
Всегда найдутся «несовершенные» люди, которые на первый взгляд могут вызывать не самые приятные чувства, но все же только от нас зависит – согласимся мы видеть только это или все же приподнимемся над очевидным и дадим место вере, милосердию и доброте к другим. Наверно, вера в сокровенное, являющаяся одним из перечисленных в Коране черт муъмина, относится не только к вере в будущую жизнь, ангелов, отчет и т.д., но и в не меньшей степени касается того, что мы должны уметь находить ложку меда в любой бочке дегтя.
Ася Гагиева