Для многих молчаливая теология исламского искусства может говорить более глубоко и ясно, чем самый обширный трактат, и его красота может быть более очевидной и убедительной, чем самый сильный аргумент. Коран был раскрыт не только как набор силлогизмов или прозаических рациональных доказательств, а как изложение непревзойденной языковой красоты, наполненное символами, историями, метафорами и поэтическими фразами.
Действительно, его формальная красота вдохновляла многих из самых ранних обращений в ислам. До появления первых книг фикха (исламского права) или калама (теологии) первые поколения мусульман разработали шедевры исламской архитектуры, такие как мечеть Кайруан в Тунисе и Купол Скалы в Иерусалиме; беспрецедентное искусство каллиграфии; и целую новую литературную традицию.
Но хотя исламское искусство является важным для исламской традиции, равно как и исламское право и богословие, оно - наряду с замечательной эстетикой, которую исламская цивилизация развивала на протяжении веков - к сожалению, в последнее время было недооценено. Хотя это значительная потеря для всего человечества, это особенно трагично для мусульман. Как говорится в хадисе: «Бог прекрасен, и Он любит красоту», поэтому безразличие к красоте равносильно безразличию к божественному.
В исламской традиции чувство красоты и совершенства - одновременно эстетическое, этическое, интеллектуальное и духовное - заключено в непереводимый термин Корана ихсан. В Коране исламская традиция в целом и наш повседневный опыт красоты всегда связаны с любовью и любовью к красоте.
«Бог прекрасен, и Он любит красоту», - говорится в хадисе, и Коран постоянно говорит: «Бог любит прекрасных/творящих добро (muĥsinīn)» (2: 195, 3: 134, 3: 148, 5:13, 5:93). Исламские мыслители такие как аль-Газали и Ибн Сина, даже определяли любовь как склонность или привязанность к тому, что приятно, идеально и / или красиво.
Таким образом, красота исламского искусства привлекает любовь, как человеческую, так и божественную. Молитесь ли вы или просто прогуливаетесь по прекрасным мечетям Стамбула или Исфахана, вы не можете не чувствовать любовь независимо от внешних обстоятельств.
Это нежное присутствие красоты и любви вызывает сакину - глубокий мир, порожденный осознанием присутствия Бога, - что является одной из наиболее характерных черт архитектуры всех традиционных мечетей. Гармония их геометрии делает священное присутствие Бога ощутимым, помогая привести наши души в равновесие.
Обращаясь к литературному искусству, одержимость исламской цивилизацией любовью можно найти в стихах любовной поэзии, разбросанных по исламским трактатам логики, права, геометрии, теологии и философии. До недавнего времени культура любви пронизывала почти все традиционные исламские литературные жанры и представления о реальности. Для ученых-философов, таких как Ибн Сина, любовь была буквально силой, которая перемещала все в космосе, от камней до ангелов.
Более того, любовь необходима для усиления веры и искренности. Как говорит хадис: «Никто из вас искренне не уверует, пока Аллах и Его Посланник не будут более любимы им, чем что-либо еще». Без этой бескорыстной любви наши благочестивые поступки и поклонение мотивируются претенциозным высокомерием или стремлением к наградам этого и того мира. В любом случае, это ограничивает нашу любовь и порабощает нас самими собой и желаниями:
«Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть? Всевышний ввел его в заблуждение» (45; 23)
«Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее» (2; 165)
Чтобы отличить исламское искусство от других видов искусства, мы должны определить и разграничить его. Хотя западные искусствоведы не спешат признать единство исламского искусства в таких разных культурных регионах, как Западная Африка и Центральная Азия, такие ученые, как Сейед Хоссейн Наср и Титус Буркхардт, убедительно доказали необходимость универсального исламского подхода к искусству, которое проявляется в разных вариациях в разных локальных контекстах.
Эти ученые помогли отличить исламское искусство от мусульманского религиозного искусства и от искусства, созданного мусульманами. Форма и содержание традиционного исламского искусства происходят непосредственно из Коранического откровения и распространяют дух благословения Мухаммеда. Оно включает в себя методы римского, западноафриканского, византийского, сасанидского, среднеазиатского и китайские художественного мастерства, чтобы родить новое искусство, изображающее новое религиозное видение реальности.
Истинным источником исламского искусства является исламское откровение, а не его исторические прецеденты или влияния. Это исключительное происхождение объясняет его замечательное единство во времени и пространстве.
Его отличительными чертами являются следующие:
- исламское искусство проецирует единство, которое проявляется в симметрии, гармонии и ритме - отпечаток единства на множественности;
- его носители не имитируют внешние формы вещей, но представляют их внутренние, архетипические реальности, поэтому акцент делается на число (геометрия) и буквы (каллиграфия), которые являются основными строительными блоками пространства / времени и языка. В традиционной каллиграфии геометрические соотношения управляют даже формами и размерами букв, что придает искусству букв замечательную гармонию;
- исламское искусство также несет на себе отпечаток Корана с точки зрения его значений и структур. Как и многие священные тексты, многие из сур и стихов Корана имеют хиастическую, или кольцевую, структуру. То есть последний раздел отражает первый, предпоследний раздел - второй и т.д. до центра, который содержит основную тему или сообщение. Эта симметричная, полицентрическая структура перекрывающихся узоров четко отражена в геометрических узорах, которые украшают рукописи Корана; тесселяции, которые украшают мечети, медресе и дома, где читаются его стихи.
- исламское искусство основано на взаимосвязанных науках математики, геометрии, музыки и космологии. Все эти науки связывают множественность творения с единством Творца и включают качественные, символические аспекты множественности, а также ее количественные измерения.
В то время как многие пытались свести исламскую традицию к списку того, что нужно и чего нельзя делать в сфере поведения и веры, исламское искусство служит мощным напоминанием о более глубоких реалиях этой традиции, об искренности и цели. Прежде всего, высочайшее искусство возвращения человеческой души к ее фигуре, которая прекрасно отражает все божественные имена и качества, в том числе такие как джалал (величественный), так и джамал (прекрасный).
Ася Гагиева