Новости: Исламские корни современных госпиталей
Типичная исламская больница, первые из которых появились в 9 веке, была разделена на такие отделения, как отделение хронических заболеваний, хирургии, офтальмологии, ортопедии и психических заболеваний. Отделение хронических болезней обычно подразделялось на отделы, связанные с лихорадкой, проблемами с пищеварением, инфекциями и др. В крупных больницах было больше отделений и разных подразделений, и в каждом отделении помимо надзирающего специалиста был ответственный сотрудник и председательствующий.
В состав персонала больницы входили также санитарные инспектора, которые отвечали за обеспечение чистоты и гигиенические практики. Кроме того, были бухгалтеры и другой административный персонал, чтобы обеспечить соответствие больничных условий стандартам.
Врачи работали в установленные часы. В каждой больнице был свой штат лицензированных фармацевтов (сайдалани) и медсестер. Зарплаты медицинского персонала были установлены законом, а вознаграждение распределялось по ставке, достаточной для привлечения самых талантливых специалистов.
Финансирование исламских больниц осуществлялось за счет доходов от завещаний, называемых вакфами. Богатые люди и правители передавали имущество существующим или вновь построенным бимаристанам в качестве пожертвований, а доходы от завещаний выплачивались на строительство и обслуживание. Доход от пожертвований иногда также покрывал небольшую матераильную помощь для пациента после выписки. Часть государственного бюджета также шла на содержание больниц. Для пациентов услуги больницы были бесплатными, хотя отдельные врачи иногда взимали плату.
Уход за пациентом
Бимаристаны были открыты для всех круглые сутки, где работали и мужчины, и женщины. Были отдельные отделения для мужчин и женщин. Для лечения менее серьезных случаев работали поликлиники, где больным прописывали лекарства для лечения
Отдельное внимание уделялось мерам для предотвращения заражения. Стационарным пациентам выдавали больничную одежду из центральной зоны снабжения, а их собственную одежду хранили в больничном магазине. Пациентам также предоставляли чистые простыни и специальные матрасы. Больничные палаты были опрятными и чистыми, с обильной водой и солнечным светом. Инспекторы ежедневно оценивали чистоту больницы и помещений. Местные правители нередко совершали личные визиты, чтобы убедиться, что пациенты получают наилучшую медицинскую помощь.
Курс лечения, назначенный врачами, начинался сразу по прибытии. Пациентам назначали диету в зависимости от состояния и заболевания. Еда была высокого качества и включала курицу и другую птицу, говядину и баранину, а также свежие фрукты и овощи.
Основным критерием выздоровления было то, что пациент мог съесть одновременно определенное количество хлеба и жаренное мясо целой птицы. Если организм пациента мог легко это переварить, то этого человека впоследствии выписывали.
Пациенты, которые вылечились, но были слишком слабы для выписки, переводились в отделение для выздоравливающих. Нуждающимся пациентам давали новую одежду вместе с небольшой суммой, чтобы у них были средства к сущестованию на первое время после выписки. Некоторые пациенты иногда привторялись больными, чтобы получить бесплатную помощь и поддержку.
Иногда качество медицинской помощи могло стать предметом судебных тяжб, о чем говорит Ибн аль-Охова в своей книге «Маалем аль-Курба фи Талаб аль-Хисба» («Особенности отношений в аль-Хисба»):
«Если пациент умирает, его родители обращаются к главному врачу; они представляют рецепты, написанные врачом. Если главный врач считает, что врач выполнил свою работу совершенно без халатности, он сообщает родителям, что смерть была естественной; если он решает иначе, то говорит им: «Возьмите кровные деньги вашего родственника у врача; он убил его своей плохой работой и небрежностью». Таким образом они были уверены, что медицину практикуют опытные, хорошо обученные люди.
В дополнение к постоянным больницам крупные города также имели центры скорой и неотложной помощи. Обычно они располагались в оживленных общественных местах, таких как большие мечети.
Медицинские школы и библиотеки
Поскольку одной из основных ролей больниц была подготовка врачей, в каждой больнице был большой лекционный зал, где студенты проходили семинары. В ходе обучения студенты-медики сопровождали старших врачей в палатах и участвовали в уходе за пациентами - во многом похоже на современную интернатуру.
Обучение завершалось экзаменом на получение лицензии на медицинскую практику. Кандидаты должны были предстать перед назначенным правительством экзаменатором. Сначала нужно было написать трактат по теме, по которой кандидат хотел получить сертификат. Трактат мог быть оригинальным исследованием или комментарием к существующим текстам, таким как тексты Гиппократа, Галена а после 11 века, Ибн Сины и другие.
Кандидатам предлагалось не только изучать ранние работы, но и тщательно проверять их на предмет возможных ошибок. Этот акцент на эмпиризме и наблюдении, а не рабской приверженности авторитетам, был одним из ключевых двигателей средневекового исламского интеллектуального брожения.
После завершения трактата кандидаты долго беседовали с главным врачом, который задавал им вопросы, относящиеся к проблемам предполагаемых специальностей. После успешного прохождения данного этапа студенту давали лицензию.
Другим ключевым аспектом работы больницы, имеющим огромное значение как для студентов, так и для преподавателей, было наличие обширных медицинских библиотек. К 14 веку в египетской больнице имени Ибн Тулуна была библиотека, насчитывающая 100 000 книг по различным отраслям медицинской науки. Это было в то время, когда крупнейшая в Европе библиотека Парижского университета вмещала 400 томов.
Так, бимаристаны стали колыбелью исламской медицины и прототипом современной больницы, считаясь в то же время одними из многочисленных научных и интеллектуальных достижений средневекового исламского мира.
Ася Гагиева
Также по этой теме читайте: