Абьюз – это не только черные от синяков круги под глазами, шрамы и поломанные ребра. Есть насилие, скрытое от глаз, финансовое, словесное и духовное, наносящее более долгосрочные и глубокие раны. Именно духовный абьюз заставляет человека сомневаться в себе, в своих целях и даже в своей вере.
Духовный абьюз – это отношения, в которых насильник использует религию главным образом для захвата власти и контроля над жертвой.
В контексте мусульман этот набор «техник духовного абьюза» был описан доктором Шарифой Альхатиб, ее концепция называлась «Колесо духовного насилия». В ней было отражено то, как религия, к сожалению, часто становится инструментом притеснения в руках насильника, и используется она для прикрытия насилия в отношении женщин и детей.
К примеру, мужчина использует свой статус «каввам» (ответственный, защитник), утверждая, что он дает ему право быть диктатором в своей семье. И вместо любви, понимания, поддержки и заботы, которые должен обеспечивать настоящий «каввам» (защитник),женщина получает набор запретов, дискомфорт, притеснение, обиды и ущерб (моральный, психический, материальный, физический).
Ясно, что религия не может побуждать или одобрять такое отношение. Но насильник умеет ловко сманипулировать и приписать даже Всевышнему (упаси Аллах) свои собственные страсти и желания. А если женщине плохо в этих отношениях, то вину за это он приписывает непосредственно ей, слабости ее веры, ее нежеланию повиноваться, а не собственному разрушительному поведению.
К числу примеров духовного абьюза можно отнести:
- оскорбления женского достоинства, когда мужчина возносит себя, утверждая, что перед Всевышним он важней и лучше;
- принуждение женщины к тому, что она не обязана делать по исламу и тому, что не прописано в брачном контракте;
- принуждение к соблюдению тех или иных религиозных обрядов (следует учесть, что призыв и принуждение – разные вещи, религия Аллаха не нуждается в том, чтобы кого- то насильно заставлять следовать ей и практиковать ее, о чем недвусмысленно сказано в Священной книге);
- применение физического наказания (побои, толчки, удары и тд);
- запреты, которые препятствуют благополучию женщины (в их числе – запрет посещать врачей, родных, учебу и т.д.);
- использование детей для угроз и давления (угрозы развестись, забрать детей, выдать насильно замуж, украсть после развода, физическое наказание детей и т.д.);
- обвинение жертвы в том, что с ней происходит, – обвинение в слабости веры, подверженности страстям, непослушании Богу/мужу (зачастую насильники возводят себя именно до степени Бога, говоря, что Его довольство – в их довольстве, поэтому «она должна делать все, чтобы я был доволен, если хочет попасть в Рай»);
- подмена понятий, когда притеснение выдается за «воспитание», позиция жертвы - за послушание, принуждение - за послушание Всевышнему, стрессы и обиды, возникающие в ходе подверженности насилию, - за слабость веры и упрямство нафса;
Как ни странно, духовный абьюз так часто преподносят как религиозность, что многие начинают думать, что именно таким (насильником) и должен быть религиозный человек. Но! Истинно религиозный человек (каввам):
- сосредоточен на исправлении своих недостатков и совершенствовании своего характера и жизни;
- может призывать (мягко и мудро) к тому, что считает правильным, но не принуждать к этому;
- скромен и смиренен, потому что сам не знает своего положения перед Творцом;
- относится к другим (в том числе и к близким) с заботой, добротой и пониманием;
- обязателен в соблюдении своих обязательств перед семьей и другими, великодушен к промахам других;
Зачастую жертв духовного (и иных видов) абьюза призывают терпеть такое к себе отношение, чтобы скрыть грехи притеснителя, чтобы сохранить семью, чтобы заслужить Рай. Но Всевышний не обязывает Свои творения терпеть притеснение и «заслуживать Рай» посредством подвергания себя насилию и опасности.
Семью важно сохранять до тех пор, пока она не разрушает ее членов. И… Всевышний в Коране говорит:
«Аллах не любит, когда говорят дурное вслух, кроме того, с кем поступили несправедливо. И Аллах— Слышащий, Знающий» (сура «ан Ниса», аят 148)
То есть Он дозволяет сообщать о притеснении.
Духовный абьюз, к сожалению, стал настолько распространенным явлением среди мусульман, чтобы многие видят образец мусульманской семьи именно таким – где мужчина-насильник, а женщина и дети – жертвы. Но главное отличие первого от второго обозначено в Священной книге:
«И из Его знамений — то, что Он сотворил для вас жен из вас самих, чтобы вы находили в них покой. Он установил между вами любовь и милосердие. Поистине, в этом — знамения для людей размышляющих» (сура «Римляне», аят 21)
Настоящая семья – это место, где между супругами любовь, милосердие, взаимопонимание. Все остальное (чувство одиночества, изоляции, потери веры, дискофорт, страх и тревога) – это признаки абьюзивных отношений. И как бы они не прикрывались (религией или иными благими мотивами) сути это не меняет.
Ася Гагиева