«Кто познал себя, тому не навредит похвала людей»
Суфьян ас-Саври
Многие люди придерживаются убеждения, что похвала «душевно опасна». Оправданием служит вера в то, что она может внушить человеку гордость, заносчивость и чувство собственной избранности или грандиозности. Такие последствия имеют место быть, так как в одном из хадисов говорится, что когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, однажды услышал, как одного человека чрезмерно расхваливают, сказал: «Вы погубили его и переломили ему спину» (Бухари, Муслим) То есть чрезмерная похвала погубила его мотивацию, сделала его бездеятельным. Порицается также восхваление черт, которые могут быть истинно известны только Аллаху. Например, уровень имана, богобоязненность, искренность. Либо же можно добавить слова, указывающие, что это личное мнение человека, а не достоверный факт. Относительно этого есть другой хадис, в котором говорится, что при Посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, упомянули одного человека, а затем стали хвалить его, после чего Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Остерегись! Ты срубил голову своему товарищу», он повторил это несколько раз, затем сказал: «Если кто-то из вас хочет похвалить, и это неизбежно, то пусть скажет: «Я считаю так-то и так-то», если он действительно считает его таким. Ему достаточно Аллаха, а посему пусть не обеляет никого пред Аллахом». (Бухари, Муслим)
Порицается также восхваление людей, известных своим лицемерием, нечестием, неблаговидными поступками, так как это является проявлением несправедливости и служит дурным примером для других. В хадисе, переданном Ахмадом, сказано: «Не говорите лицемеру «уважаемый нами», ведь если он будет уважаем вами, то вы прогневите вашего Господа (Велик Он и Славен)».
Однако определенные ограничения в похвале не означают, что от нее нужно отказываться полностью. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, например, подчеркивал достоинства своих сподвижников, говорил им о чертах, которые ему нравятся в них, но мог вместе с тем сделать и наставление. Так, однажды про одного из своих сподвижников Абдуллу ибн Умара он сказал: «Абдулла прекрасный человек, если бы он ещё выстаивал молитву некоторую часть ночи». Это побудило последнего выстаивать ночные молитвы, сократив время сна.
Благая, то есть заслуженная и уместная похвала, таким образом, приводит к положительным результатам: у человека улучшается настроение, повышается мотивация к совершению благодеяний, он укрепляется на пути добра. Так, в одном из хадисов говорится: «Если кто-то из вас узнает о совершении добра своим собратом, то пусть скажет ему о том, ибо от этого у него усилится желание творить благое». В другом хадисе сказано: «Когда правоверного хвалят, вера в его сердце увеличивается». Но это относится к тем, кто обрадуется этой похвале, но не возгордится ею. От Абу Зарра аль Гифари передается, что Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, однажды спросили: «Что ты скажешь о человеке, который совершает доброе дело, а затем люди хвалят его за это?» На что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Это скорая радостная весть для верующего». (Муслим)
В Коране Всевышний Аллах говорит: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде». (сура «аль Бакара», «Корова», аят 5) Уместная и заслуженная похвала в адрес другого – то, что служит ему помощью в добре и благочестии. Так как это придает ему уверенность в своих силах, побуждает к благому и вдохновляет на новые духовные подвиги.
Ася Гагиева